Путь духовных исканий Пьера Безухова сочинение. Лев Николаевич Толстой. Война и мир

Путь духовных исканий Пьера Безухова сочинение. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.


  1. Жизненный путь духовных исканий Пьера Безухова
  2. Путь духовных исканий Пьера Безухова
  3. 1812 год в жизни Пьера Безухова
  4. Почему Пьер Безухов попал в плен к французам
  5. Как Платон Каратаев повлиял на Пьера Безухова
  6. В чем Пьер нашел свое счастье

Жизненный путь духовных исканий Пьера Безухова

Путь духовных исканий Пьера Безухова занимает одно из главных мест в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» и является актуальной темой в современном обществе.

Пьер Безухов ищет смысл жизни. В чем заключается смысл жизни Пьера Безухова. Пьера Безухова считают главным героем романа «Война и мир». Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете, поисками смысла жизни он напоминает нам традиционного для русской литературы «героя своего времени». Однако роман Толстого выходит за рамки литературной традиции. Герой Толстого преодолевает «трагедию лишнего человека», обретает смысл жизни и личное счастье.

Мы знакомимся с Пьером уже с первых страниц романа и сразу же отмечаем непохожесть его на окружающих. Внешность графа Безухова, его поведение, манеры — все это «не вписывается» в авторское изображение светской «публики». Пьер — большой, толстый, неловкий молодой человек, в котором есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя, в его манерах. Пьер неловок и рассеян, он не обладает светскими манерами, «не умеет войти в салон» и еще менее умеет «из него выйти».

Открытость, робость, естественность поведения отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристократов. «Ты один живой человек среди всего нашего света», — говорит ему князь Андрей. Пьер застенчив, по-детски доверчив и бесхитростен, подвержен чужим влияниям.

Отсюда его кутежи, «гусарство» в компании Долохова и Анатоля Курагина, женитьба на Элен. Как замечает Н.К. Гудзий, по отсутствию внутренней собранности и сильной воли, но беспорядочности своих увлечений характер Пьера в известной степени противопоставлен характеру Андрея Болконского. Пьеру не свойствен рационализм и постоянный самоанализ, в натуре его присутствует чувственность.

Путь духовных исканий Пьера Безухова

Путь духовных исканий Пьера Безухова сочинение. Лев Николаевич Толстой. Война и мир
Путь духовных исканий Пьера Безухова

Путь духовных исканий Пьера Безухова довольно богатое. Первый этап духовных исканий Пьера — это увлечение масонством. Ему кажется, что это возможность «достижения совершенства», исправления человеческих и общественных пороков. Однако Толстой подчеркивает ошибочность взглядов героя: ни один из постулатов масонского учения не реализуется в жизни.

Безуспешна попытка Безухова улучшить положение своих крестьян, бесплодна идея личностного самосовершенствования. И вскоре герой разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

Порвав с масонами, Пьер переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно полезной деятельности, возвратясь к прежнему образу жизни. Начинается тот период в судьбе героя, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

Здесь звучит мотив разочарованного героя, «лишнего человека», Обломова. Однако у Толстого мотив этот обретает совершенно иное звучание, нежели у Пушкина или Гончарова. Человек у Толстого живет в великую, небывалую для России эпоху, которая «преображает разочарованных героев». Героическая эпоха «великодушна, щедра, широка», она «приобщает, очищает, поднимает всех, кто… способен откликнуться на ее величие…»

1812 год в жизни Пьера Безухова

Путь духовных исканий Пьера Безухова сочинение. Лев Николаевич Толстой. Война и мир
1812 год в жизни Пьера Безухова

И действительно, 1812 год многое меняет в жизни героя. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия»

Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену. Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать, «просто солдатом». Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Почему Пьер Безухов попал в плен к французам

Путь духовных исканий Пьера Безухова сочинение. Лев Николаевич Толстой. Война и мир
Пьер Безухов попал в плен к французам за героизм

Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо грандиозного «картинного убийства французского императора». Он совершает простой человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

Характерно, что именно за этот подвиг Безухов и попадает в плен к французам, хотя официально его обвиняют в поджоге. Изображая события в данном аспекте, Толстой выражает свое отношение к ним. «Наполеоновская армия совершает бесчеловечное дело несправедливой войны; поэтому она лишает человека свободы только за то, что человек совершает человеческое дело», — пишет В. Ермилов.

И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает сто жизни, веры. Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — принятие жизни такой, как она есть, вера в Провидение, непротивление злу.

Как Платон Каратаев повлиял на Пьера Безухова

Путь духовных исканий Пьера Безухова сочинение. Лев Николаевич Толстой. Война и мир
Платон Каратаев в жизни Пьера Безухова

Платон Каратаев предстает у Толстого частицей народа, воплощением «роевого начала»: «жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Этот герой проникнут идеей всеобщего любовного единения людей.

И Пьер приходит к душевной гармонии именно через философию Каратаева. «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования…» — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой.

Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни, чувство готовности на все, нравственной собранности, внутренней свободы. Чувства эти порождены в герое принятием «каратаевской философии».

Символом этого персонажа у Толстого является круг. Однако С.Г. Бочаров замечает, что в идее круга есть определенная двойственность: с одной стороны, это «эстетическая фигура, с которой связано искони представление о достигнутом совершенстве», с другой стороны — идея круга «противоречит фаустовскому бесконечному стремлению вдаль, исканиям цели, противоречит пути как той линии, по которой движутся герои Толстого…».

Поэтому впоследствии герой отходит от «каратаевщины». И причина этого —  в определенной двойственности, даже противоречивости этой философии. Единение с окружающими, ощущение себя частицей бытия, чувство соборности положительные черты се. Оборотная же сторона этого учения — это некая отстраненность, безразличие к человеку и миру.

Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему… ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».

Как замечает С.Г. Бочаров, внутренняя свобода Пьера — это свобода не только от обстоятельств, но и от нормальных человеческих чувств, свобода от мыслей, привычного самоанализа, от поисков цели и смысла жизни.

Однако такого рода свобода противоположна самой натуре Пьера, душевному складу его. Поэтому герой расстается с этим чувством уже тогда, когда оживает его прежняя любовь к Наташе.

В чем Пьер нашел свое счастье

Путь духовных исканий Пьера Безухова сочинение. Лев Николаевич Толстой. Война и мир
Счастье Пьера Безухова

В финале романа Пьер обретает личное счастье в браке с Наташей Ростовой. Однако, будучи счастлив в семье, он по-прежнему деятелей и активен. Мы видим его «одним из главных основателей» декабристских обществ. И путь исканий начинается снова: «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру».

Путь духовных исканий Пьера Безухова достаточно сложен и одновременно наполнен разными событиями. Разочарования Пьера Безухова в масонстве заставило двигаться его вперед еще более эффективно и сделать себя счастливым человеком.

Сочинение Дорога чести Андрея Болконского. Образ и духовные искания Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.

Княжна Марья Болконская образ в романе Война и мир.  Л.Н. Толстой.