Свежие новости на сайте - MAMAVDOME.RU-МАМА В ДОМЕ - Актуальная информация о здоровье, детях, спорте, отдыхе, финансах, и многом другом на каждой странице сайта
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Восприятие, толкование, оценка. Художественная выразительность стихотворения «Парус»

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Восприятие, толкование, оценка. Художественная выразительность стихотворения «Парус»


Стихотворение «Парус» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. В это время Лермонтов был исключен из Московского университета и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Восприятие, толкование, оценка. Художественная выразительность стихотворения «Парус»

Во время прогулок у Финского залива родились строки этого стихотворения, о чем поэт написал М.А. Лопухиной. Впервые «Парус» был опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1841 г.

Образ белеющего паруса был распространен в романтической литературе. Отметим, что он восходит к поэме А. Бестужева-Марли не кого «Андрей — князь Переяславский».

С написанием стихотворения Лермонтова образ паруса в литературоведении стал считаться символом свободы и борьбы.

Стихотворение относится к философской лирике, в нем присутствует символический пейзаж. Жанр его — лирическая новелла, стиль — романтический.

С точки зрения композиции в стихотворении выделяются три части (построфно). В первой части мы видим великолепный пейзаж:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Картина эта, созданная с помощью ярких красок, характерного эпитета («одинокий»), будит воображение читателя. И интригуя его далее, лирический герой задается вопросом о таинственной судьбе паруса:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Исследователи отмечали, что образ паруса у Лермонтова ассоциируется с образом лирического героя, образ моря же — с жизнью, се бедствиями, волнениями, перипетиями. В первой части стихотворения эти образы антитетичны.

Природа здесь тихая, умиротворенная, картина эта лишена динамики, какого-либо движения. И напротив, парус, олицетворяющий лирического героя, дан в движении, в поиске, переданном глаголами действия («ищет», «кинул»). Вероятно, герой пытается обрести здесь определенную душевную гармонию.

Во второй части стихотворения природа дана уже в движении, в активном действии («играют волны», «ветер свищет»). Теперь она соответствует настроению и порывам героя («мачта гнется и скрипит»). И он здесь приоткрывает нам тайну своей души, частично отвечая на вопрос, поставленный в первой части:

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Мы начинаем понимать, что лирический герой стремится обрести некий все время ускользающий от него идеал жизни. В чем же он состоит? На этот вопрос он отвечает в третьей части стихотворения.

Третья строфа вновь возвращает потерянную в природе гармонию. Картина лазурного моря и золотого солнца здесь прекрасна, она воплощает собой радость жизни, все многообразие ее. Однако парус у Лермонтова жаждет «бури»:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В этой части «мятежный» лирический герой уже полностью раскрывается перед читателем, утверждая ценность собственного представления о счастье.

Исследователи отмечали, что душа его жаждет вобрать в себя несоединимое — «покой» и «бурю», две полярные стороны романтического идеала. Только достижение этого идеала способно восстановить в душе лирического героя утраченную гармонию.

Но здесь в душе лирического героя появляется некоторая обреченность, т. к. он сам сознает недостижимость своей мечты. И финальный восклицательный знак придаст стихам налет драматизма.

Таким образом, стихотворение насыщено антитезами: буря и покой, «страна далекая» и «родной край», потери и поиск. Эта антитетичность призвана обозначить противоречивость, сложность внутреннего облика лирического героя. Лермонтов подчеркивает это в тексте с помощью многоточий.

Стоит отметить, что аналогичную проблематику мы встречаем в стихотворении Н. Языкова «Пловец», лирический герой которого хочет обрести блаженный покой через бурю.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («луч солнца золотой»), инверсию («В тумане моря голубом»), анафору и синтаксический параллелизм («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»), метафору («он счастия нс ищет»), оксюморон («в бурях есть покой»).

В произведении используется нейтральная лексика, устаревшая словоформа («одинокой»), диалектизм («скрыпит»).

Стихотворение «Парус» — характерный образец романтической лирической новеллы в творчестве Лермонтова. Ведущие мотивы произведения — одиночества, побега, счастья, покоя и бури — мы встречаем во многих стихотворениях поэта, в его поэмах, в романс «Герой нашего времени».

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Сюжетно-композиционные особенности романа.

Оставьте ответ