Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Восприятие, толкование, оценка. Художественная выразительность стихотворения «Парус»


Стихотворение «Парус» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. В это время Лермонтов был исключен из Московского университета и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Восприятие, толкование, оценка. Художественная выразительность стихотворения «Парус»

Во время прогулок у Финского залива родились строки этого стихотворения, о чем поэт написал М.А. Лопухиной. Впервые «Парус» был опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1841 г.

Образ белеющего паруса был распространен в романтической литературе. Отметим, что он восходит к поэме А. Бестужева-Марли не кого «Андрей — князь Переяславский».

С написанием стихотворения Лермонтова образ паруса в литературоведении стал считаться символом свободы и борьбы.

Стихотворение относится к философской лирике, в нем присутствует символический пейзаж. Жанр его — лирическая новелла, стиль — романтический.

С точки зрения композиции в стихотворении выделяются три части (построфно). В первой части мы видим великолепный пейзаж:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Картина эта, созданная с помощью ярких красок, характерного эпитета («одинокий»), будит воображение читателя. И интригуя его далее, лирический герой задается вопросом о таинственной судьбе паруса:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Исследователи отмечали, что образ паруса у Лермонтова ассоциируется с образом лирического героя, образ моря же — с жизнью, се бедствиями, волнениями, перипетиями. В первой части стихотворения эти образы антитетичны.

Природа здесь тихая, умиротворенная, картина эта лишена динамики, какого-либо движения. И напротив, парус, олицетворяющий лирического героя, дан в движении, в поиске, переданном глаголами действия («ищет», «кинул»). Вероятно, герой пытается обрести здесь определенную душевную гармонию.

Во второй части стихотворения природа дана уже в движении, в активном действии («играют волны», «ветер свищет»). Теперь она соответствует настроению и порывам героя («мачта гнется и скрипит»). И он здесь приоткрывает нам тайну своей души, частично отвечая на вопрос, поставленный в первой части:

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Мы начинаем понимать, что лирический герой стремится обрести некий все время ускользающий от него идеал жизни. В чем же он состоит? На этот вопрос он отвечает в третьей части стихотворения.

Третья строфа вновь возвращает потерянную в природе гармонию. Картина лазурного моря и золотого солнца здесь прекрасна, она воплощает собой радость жизни, все многообразие ее. Однако парус у Лермонтова жаждет «бури»:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В этой части «мятежный» лирический герой уже полностью раскрывается перед читателем, утверждая ценность собственного представления о счастье.

Исследователи отмечали, что душа его жаждет вобрать в себя несоединимое — «покой» и «бурю», две полярные стороны романтического идеала. Только достижение этого идеала способно восстановить в душе лирического героя утраченную гармонию.

Но здесь в душе лирического героя появляется некоторая обреченность, т. к. он сам сознает недостижимость своей мечты. И финальный восклицательный знак придаст стихам налет драматизма.

Таким образом, стихотворение насыщено антитезами: буря и покой, «страна далекая» и «родной край», потери и поиск. Эта антитетичность призвана обозначить противоречивость, сложность внутреннего облика лирического героя. Лермонтов подчеркивает это в тексте с помощью многоточий.

Стоит отметить, что аналогичную проблематику мы встречаем в стихотворении Н. Языкова «Пловец», лирический герой которого хочет обрести блаженный покой через бурю.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («луч солнца золотой»), инверсию («В тумане моря голубом»), анафору и синтаксический параллелизм («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»), метафору («он счастия нс ищет»), оксюморон («в бурях есть покой»).

В произведении используется нейтральная лексика, устаревшая словоформа («одинокой»), диалектизм («скрыпит»).

Стихотворение «Парус» — характерный образец романтической лирической новеллы в творчестве Лермонтова. Ведущие мотивы произведения — одиночества, побега, счастья, покоя и бури — мы встречаем во многих стихотворениях поэта, в его поэмах, в романс «Герой нашего времени».

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Сюжетно-композиционные особенности романа.

Оставьте ответ