Основная тема романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» — тема противостояния неумолимого хода истории, социальных взрывов и вечных человеческих ценностей — семьи, дома, любви, вековой культуры.
Роман начинается с торжественной, высокой ноты: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». И в финале романа звучит тот же самый мотив.
Произошло много событий: бежал из Киева Петлюра, рядом стоит бронепоезд «Пролетарий», возле него ходит часовой «в длинной шинели, в рваных валенках и остроконечном куколе — башлыке…» А над Россией зажигаются вес те же звезды: прекрасная, женственная Венера и грозный, воинственный пятиконечный Марс. Исследователи отмечали, что эти образы несут в романе большую смысловую нагрузку.
Кровавым, багровым светом Марса окрашена вся история России, а под сенью прекрасной Венеры течет жизнь семьи Турбиных в маленьком домике номер тринадцать.
Сюжетной основой романа послужили события Гражданской войны, когда люди попали в невиданный вихрь исторических событий. Рушились судьбы, семьи, дома, было прервано мирное, привычное для всех течение жизни. Рассказывая об этом времени, писатель в финале создает еще один символический образ. «Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира.
Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла — слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч».
Осознавая неизбежность поступательного хода истории, писатель чувствовал, что время разрушительно действует на умы и сердца людей, на саму жизнь. Именно поэтому тема дома и семьи — одна из ведущих тем произведения. Дом у Булгакова — это приют мира, надежды, любви, это то, что противопоставлено в романе суровой, жестокой действительности.
За окнами дома — холод, мрак, хаос, а в доме тот же заведенный однажды порядок: старинные часы с гавотом, «лампа под зеленым абажуром», кремовые шторы, фамильный синий сервиз, шкаф с книгами, икона в древнем окладе, печка, на которой все члены семьи оставляют друг другу шутливые послания. Здесь все красиво, большой дом Турбиных полон тепла и уюта.
Друзья и знакомые любят бывать у них: для всех у Турбиных найдется доброе слово, совет, поддержка. Отогреться сердцем здесь могут и капитан Мышлаевский, и поручик Шсрвинский, и кузен Лариосик. В доме течет жизнь, полная любви и покоя. Здесь «скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна…», «на столе… голубые гортензии и две мрачные и знойные розы, утверждающие красоту и прочность жизни», здесь любят книги, музыку.
Исследователи отмечали, что дом предстает в этом романс как теплое, нежное, понимающее живое существо. Свет, огонь, жар — основные признаки булгаковского дома.
Роман начинается сообщением о смерти матери Турбиных. Это горе еще теснее сближает детей, заставляет их дорожить своим домом, некогда налаженным, а теперь обрушившимся бытом. Обитатели дома молоды; старшему, Алексею, врачу по профессии, двадцать восемь лет, Елене — двадцать четыре, младшему брату Николке — семнадцать.
Они любят и понимают друг друга. Обращения в этой семье друг к другу ласковые, домашние: Алеша, Леночка, Николка. Все члены семьи стараются поддержать друг друга, и автор искренне симпатизирует этим героям.
Семье Турбиных в романе противопоставлен муж Елены, капитан Тальберг. В трудный момент он бежит из города, бросив семью. «Тебя, Елена, ты сама понимаешь, я взять не могу на скитанья и неизвестность… Я попрошу Алексея, чтобы тебя нс дали в обиду!» — заявляет он жене. Также дому Турбиных в романе противопоставлен дом инженера Лисовича и флигель Най-Турсов. Последний представляет собой образ «временного пристанища».
Герои Булгакова с детства привыкли к тому, что дом — это их крепость, они испытывают страх перед жизнью, перед временем. Это страх перед разрушением старой культуры, традиционного жизненного уклада. И все же время врывается в семью Турбиных, нарушая привычный ритм жизни. Алексей Турбин идет добровольцем в батальон, чтобы в качестве военврача защищать город от Петлюры.
Он получает тяжелое ранение. И только горячая молитва сестры спасает его от смерти. В финале герой переоценивает многое, переживает крушение прежних идеалов: «воскресший Турбин резко изменился… глаза запали в тенях и навсегда стали неулыбчивыми».
Выходит на свой первый бой и Николка. Эти герои чисты, самоотверженны, благородны, они испытывают чувство ответственности перед Родиной, перед своими близкими. И в финале они вознаграждены за это: находят своих любимых девушек братья, Елена сближается с поручиком Шервинским.
Таким образом, дом в романе предстает как главный оплот человеческой жизни. Здесь решаются все важные проблемы героев, здесь они переживают страх и горечь потерь, преодолевают беды и неудачи. «Все пройдет.
Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Так писатель завершает свой роман, обращая наше внимание к вечным человеческим ценностям — к природе, дому и семье.