Располагается Конюшенный двор — Конюшенная площадь, 1; набережная реки Мойки, 4; Конюшенный переулок, 2.
С развитием города и перемещением его центра на левый берег Невы здесь стали строить роскошные императорские дворцы и дома сановников, а неподалеку от них — различные службы.
Первые сараи и конюшни для придворных лошадей и экипажей появились на берегу Мьи (Мойки) уже в 1711 г. В 1719 г. у слияния рек Мьи и Кривуши (совр. канал Грибоедова) началось сооружение конюшен для дворцового ведомства по проекту архитектора Н. Ф. Гербеля.
Строительство корпусов растянулось на долгие годы, в 1734 г. его завершал уже другой зодчий — М. Г. Земцов. Разработанные Гер-белем фасады, довольно сложные по конфигурации, повторяли естественный изгиб Мьи. Внутри корпусов располагался многоугольный двор. Главный фасад в то время выходил k реке. В его центре, на стыке корпусов, располагалась восьмигранная башня, на куполе которой высилась медная золоченая фигура коня на шаре.
Новый комплекс стал одним из самых больших и представительных в этой части города. Здесь размещались «конюшни, магазейны, сараи и жилища для конюшенных служителей». Такая значительная постройка не могла не сказаться на топонимике района: благодаря ей появились названия соседних Большой и Малой Конюшенной улиц, Конюшенного переулка и Конюшенной площади.
В 1737 г. в помещении над воротами была устроена небольшая деревянная церковь Спаса Нерукотворного. Десять лет спустя по велению императрицы Елизаветы Петровны хром перестроили в камне.
Его украсил трехъярусный позолоченный иконостас, иконы для которого написал известный художник Мина Колокольников. Одной из главных святынь храма стал большой образ Спаса Нерукотворного, привезенный из Константинополя и переданный церкви уже в правление Анны Иоанновны.
С развитием центра столицы старое здание перестало соответствовать своему архитектурному окружению. В конце 1750-х гг. архитектор А. Ринальди предложил проект реконструкции комплекса, но его замысел остался нереализованным. Существовали и другие варианты перестройки, также не воплощенные в жизнь.
К началу XIX в. здания уже пришли в ваварийное состояние, и в 1804 г. к работе над проектом нового комплекса приступил зодчий Л. Руска. В центре южного фасада он задумал возвести монументальный храм в классическом стиле с портиком, куполом и звонницей. Но из-за нехватки средств и этот проект не был осуществлен.
В 1816 г. обследование разрушавшихся зданий Конюшенного ведомства поручили В. П. Стасову, который нашел, что «стены совсем ветхи и угрожают падением». В том же году архитектор, назначенный строителем Главных конюшен, приступил к разработке проекта реконструкции.
Работы по возведению нового комплекса продолжались с 1817 по 1823 г. Стасов сохранил план старого здания и его объемную композицию, а также использовал часть существовавших стен, однако теперь главная роль было отведена южному фасаду, обращенному к площади.
В его центре располагалась Конюшенная церковь, к которой примыкали двухэтажные боковые крылья с небольшими павильонами-лоджиями по краям. На первом этаже размещались мастерские и залы для осмотра лошадей, на втором — квартиры чиновников Конюшенного ведомства. С восточной стороны вдоль Екатерининского канала (совр. канал Грибоедова) заново отстроили манеж, дугообразный западный фасад украсили 22 колоннами дорического ордера.
Непосредственно конюшни расположились по набережной Мойки. При их создании архитектор применил ряд технических новинок. Так, перекрытия поддерживали чугунные колонны, а вода сюда подавалась при помощи паровой машины. В водопойных залах были установлены огромные гранитные чаши, изготовленные артелью знаменитого каменотеса Самсона Суханова.
Новое здание Придворных конюшен получилось весьма представительным и стало созвучным другим архитектурным ансамблям, создававшимся в центре города. Центром его композиции стала церковь Спаса Нерукотворного Образа, освященная в 1823 г.
Ее фасад был декорирован колоннадой дорического ордера и барельефами «Вход Господен в Иерусалим» и «Несение креста» работы скульптора В. И. Демут-Малиновского. Храм увенчал плоский купол с крестом и небольшие башенки с колокольнями по его бокам.
Внутри храм украсили колонны, облицованные желтым искусственным мрамором. Иконостас по эскизам Стасова выполнил скульптор П. Ф. Кретан. Иконы для него написали академики В. К. Шебуев и Ф. П. Брюлло, иконы в царских вратах — художники А. Е. Егоров и А. И. Иванов.
В 1826 г. в церкви была установлена траурная колесница, на которой в Петербург доставили тело Александра I, умершего в Таганроге. 1 февраля 1837 г. в Конюшенной церкви состоялось отпевание А. С. Пушкина, после которого гроб с телом поэта перевезли для захоронения в Святогорский монастырь.
В 1857-1860 гг. на Конюшенной площади по проекту зодчего П. С. Садовникова, служившего тогда в Конюшенном ведомстве, построили еще одно здание — для стоянки экипажей. В 1860 г. на его втором этаже открылся музей. Здесь были выставлены парадные кареты царственных особ, предметы шорного ремесла и костюмы придворных кучеров и другие интересные экспонаты.
В 1857-1862 гг. церковь перестраивали по проекту того же архитектора. В ходе работ храм был расширен за счет портика, а наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена с окнами между колонн.
После Февральской революции в здании Придворных конюшен некоторое время квартировала 4-я рота Павловского полка. В 1923 г. церковь Спаса Нерукотворного Образа закрыли. Традиционно для того времени ее святыни изъяли, а архив сожгли. Музей Конюшенного ведомства был разграблен, а в 1926 г. упразднен.
История Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге