Казанский собор в Санкт-Петербурге история строительства

Казанский собор в Санкт-Петербурге история строительства


Казанский собор в Санкт-Петербурге находится на Казанская площади, 2.

Казанский собор в Санкт-Петербурге история строительства
Казанский собор в Санкт-Петербурге

История строительства

К концу XVIII в. вместо довольно скромной церкви Казанской иконы Божией Матери на Невском проспекте было решено построить большой храм, который своим великолепием и размерами соответствовал бы значению чудотворной иконы.

Павел I объявил конкурс на лучший проект нового здания. В нем приняли участие многие архитекторы того времени: Ч. Камерон, Ж. Ф. Тома де Томон, П. Гонзага и др.

Казанский собор в Санкт-Петербурге история строительства
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

По замыслу императора образцом для нового храма должен был стать собор Святого Петра в Риме, украшенный массивным куполом и роскошной колоннадой. Президент Академии художеств граф А. С. Строганов убедил государя, что такое возможно сделать только силами русских мастеров и только из отечественных материалов. Граф хотел доказать, что в России есть специалисты, не уступающие иноземцам по своим навыкам и талантам.

Выбор императора пал на проект молодого зодчего Андрея Воронихина, которому покровительствовал Строганов. В отличие от собора в Риме, где колоннада образует круглую площадь перед сооружением, Воронихин решил сделать колоннаду полукруглой и развернуть ее к Невскому проспекту.

Казанский собор в Санкт-Петербурге история строительства
Панорама Казанского собора

Архитектор планировал украсить храм рядами колонн и с обратной стороны, но впоследствии от этой идеи отказались.

Для сооружения собора была создана специальная Комиссия о построении Казанской церкви во главе с графом Строгановым. 27 августа 1801 г. состоялась торжественная закладка собора, однако Павел I на ней не присутствовал: за несколько месяцев до этого императора убили. Первый камень в основание собора заложил наследник престола Александр I, разделявший мнение отца о том, что столица нуждается в новом храме.

Как и предполагали, в создании собора не участвовал ни один иностранец. А всеми работами по мрамору и граниту руководил русский каменотес Саксон Суханов.

В строительстве использовали пудостский камень, сердобольский и выборгский гранит, олонецкий мрамор и рижский известняк.

Результатом колоссальных трудов Суханова и его артели стала монументальная колоннада собора. Она состоит из 96 колонн, расположенных в четыре ряда, и двумя изогнутыми крыльями охватывает небольшую площадь между зданием и Невским проспектом. Колонны из пудостского камня отделаны каннелюрами, что придает им легкость и воздушность. Еще одно величественное украшение храма — его купол. Это первый в истории купол, собранный из кованого железа.

Входы в здание устроили с трех сторон. Однако главный из них расположен не с Невского проспекта, как это может показаться на первый взгляд, а с Казанской улицы, которая проходит правее площади.

Фасады собора богато украсили скульптурой. В работе над многочисленными барельефами и статуями, помещенными в ниши, на двери и над карнизом, принимали участие известнейшие ваятели тех времен: И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский и др.

Казанский собор в Санкт-Петербурге история строительства
Фасад собора, выходящий на Невский проспект

Интерьер храма ничуть не уступает наружному убранству. Он просторен и светел и напоминает скорее дворцовый зал, разделенный на три части стройными рядами гранитных колонн. Особый интерес представляет мозаичный пол собора, выполненный из разноцветного мрамора. Образа для иконостаса написаны лучшими художниками той поры.

На площади перед зданием установили деревянный обелиск, покрашенный под гранит, а по обеим сторонам колоннады — алебастровые фигуры коленопреклоненных архангелов Михаила и Гавриила. Позднее обелиск и статуи убрали.

В сентябре 1811 г. состоялось торжественное освящение собора, во время которого Александру I торжественно вручили символические ключи от храма. Воронихин же был пожалован орденом Святой Анны второй степени и пожизненной пенсией. Однако работы по отделке здания под руководством О. Монферрана продолжались еще 18 лет.

Дальнейшая история собора была неразрывно связана с начавшейся вскоре войной с Наполеоном. После проведенной здесь церковной службы отправился под Смоленск прославленный полководец М. И. Кутузов, в соборе его позднее и похоронили.

Здесь совершались торжественные молебны по случаю успешных сражений русских войск. После окончания Отечественной войны хром стол своеобразным памятником победы над Бонапартом. В нем были выставлены трофейные знамена, ключи от взятых крепостей и городов, жезлы французских маршалов. В 1837 г., к 25-й годовщине победы, на Невском проспекте у собора установили памятники героям той войны — военачальникам Кутузову и Барклаю-де-Толли, автор памятников — скульптор Б. И. Орловский.

В начале XX в. площадь перед храмом превратилась в традиционное место сборов революционно настроенного населения города. Гонения на церковь, начавшиеся после Октябрьского переворота, коснулись и Казанского собора.

В 1932 г. его закрыли, а крест с купола сняли. Уникальный серебряный иконостас разобрали и переплавили, а иконы передали в разные музеи. Между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли появился временный памятник политическому деятелю Г. В. Плеханову. Несколько лет спустя в соборе открылся Музей истории религии.

В результате всевозможных переделок серьезно пострадал интерьер храма. Казанскую икону Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.

Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончании войны сразу началась его реставрация.

Казанский собор в Санкт-Петербурге история строительства
Интерьер Казанского собора 1830-х гг.

В 1991 г. в храме возобновились богослужения, а вскоре на его куполе вновь появился крест. В 2000 г. собор получил статус кафедрального, сюда была возвращена Казанская икона Божией Матери. Музей истории религии перевели в здание на Почтамтской улице.

Оставить ответ