Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А.А.Блок. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Восприятие, толкование, оценка

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А.А.Блок. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Восприятие, толкование, оценка


Стихотворный цикл «На поле Куликовом»
Восприятие, толкование, оценка

Цикл «На поле Куликовом», включающий пять стихотворений, был создан Блоком в 1908 г. Он проникнут исторической и философской проблематикой. Размышляя о судьбе России, Блок сопоставляет прошлое, настоящее и будущее. В примечании к прижизненному изданию поэт писал: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».

Куликово поле становится для поэта символом великой и трагической судьбы России, стоящей перед выбором собственного пути, находящейся на распутье. Мысль о цикличности русской истории, о связи Куликовской битвы и современности звучит и в статье «Народ и интеллигенция»: «Над городом стоит гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой». Татарский стан соотносится в этой статье с состоянием современной интеллигенции, а стан Дмитрия Донского — с положением народа. Задача русской интеллигенции, по мысли поэта, — преодолеть этот разрыв, это противостояние, соединить свой путь с судьбой России.

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А.А.Блок. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Восприятие, толкование, оценка

Путь же великой страны — это вечное движение вперед и вечный бой. Символом этого движения становится у Блока степная кобылица:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

Здесь невольно вспоминаются нам гоголевские строки о Руси-тройке, несущейся вперед. Одновременно здесь речь идет и о судьбе русского человека, обреченного на вечный бой самими условиями русской жизни. Как отмечали исследователи, «глубокое противоречие между свободой степей и жестким подчинением стало основным конфликтом в душе русского человека». Одновременно это и конфликт философский — борьба темного и светлого начал в душе лирического героя:

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем.

Лирический герой цикла — древнерусский воин, князь, участник великой битвы и одновременно современник поэта. В первом же стихотворении цикла («Река раскинулась. Течет, грустит лениво…») он провозглашает свое единство с Родиной:

О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Мотив пути, движения, боя, заданный в начале стихотворения, стремительно развивается. Одновременно лирический герой исполнен чувства тревоги, этим же чувством проникнута и природа:

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Кровавый закат выступает здесь провозвестником грядущих трагедий:

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Центральным образом всего цикла становится образ боя, в создании которого поэт использует конкретные исторические и природные детали: «блеснет святое знамя И ханской сабли сталь», «за Непрядвой лебеди кричали», «Орлий клекот над татарским станом», лик Богородицы на щите русского князя. Исследователи отмечали, что в создании исторической картины здесь использованы реминисценции из произведений древнерусской литературы, в частности из «Задонщины».

Основная идея заключительных стихотворений цикла — мысль поэта о цикличности русской истории, о спиралевидном ходе ее, предполагающем повторяемость событий:

Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Чувство тревоги лирического героя за судьбу России достигает своей кульминации в заключительном стихотворении цикла:

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались,
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

Идейному единству цикла соответствует и цельность художественной системы. Первое и пятое стихотворение написаны ямбом, между ними три стихотворения, написанных различными размерами — пятистопным хореем, разностопным хореем и трехстопным амфибрахием.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («в тоске безбрежной», «поганая орда», «светлая жена», «битвы чудной»), олицетворение («Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»), метафору («Развязаны дикие страсти…», «не может сердце жить покоем»), анафору и синтаксический параллелизм (Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой»), сравнение («Доспех тяжел, как перед боем»).

Оставить ответ