Как мы все понимаем, понятие «творчества» — от слова «творить». Путь к самопознанию, к внутренней свободе, гармонии даёт любая творческая деятельность. Значение творчества для ребенка играет огромную роль в его развитии. Именно через творчество мы можем выразить свои чувства и эмоции. Первое творчество ребёнка — это «каляка-маляка», которую он смог нарисовать в 1,5-2 года.
А может быть, до этой «каляки-маляки» было что-то ещё? Например, кулич в песочнице? Необходимо поддерживать любую творческую активность ребёнка, будь то даже картинка на новых обоях, за которую вы хотели сначала его наказать.
Ведь чаще всего дети и не знают, что на стенах рисовать нельзя, тем более, что именно на стенах размещают картины в галереях. Не ругайте его, а спокойно объясните, ведь любую стену можно спасти, а вернуть творческий порыв удаётся далеко не всегда, а потом возьмите и поместите ватман в удобном для ребёнка месте, только посоветуйтесь, пожалуйста, с ним предварительно.
Пусть рисует, сколько ему вздумается. Можно купить мольберт, и ваше чадо станет настоящим художником. Нам, взрослым, тоже полезно творчество. Оно даёт возможность высвободить свои негативные чувства и эмоции, раскрыть творческий потенциал, который необходим для гармоничной личности. Немаловажным фактором в развитии творческого потенциала взрослого является то, что он может служить ориентиром в развитии способностей ребёнка.
К творчеству относятся не только продукты деятельности (рисунки, аппликации и поделки), творчество — это и чтение стихов, танцы, театральные постановки, пение песен, сочинение стихов. При занятии творчеством развивается воображение ребёнка, он становится более усидчивым и целеустремлённым. С помощью творчества можно многое узнать о ребёнке. Не зря психологи используют проективные методики в виде рисуночных тестов, сочинения сказок и т.д.
Важно заметить, что творчество — это форма самостоятельной деятельности ребёнка. Когда ребёнок творит, он отвлекается от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, он начинает экспериментировать и создавать что-то новое для себя и для мира.
В детских садах творческие способности детей развиваются во время всех режимных моментов. Не обязательно находиться в помещении с кисточкой и красками, достаточно выйти на улицу и слепить снеговика или собрать букет осенних листьев.
Организация творческой деятельности дошкольника: этапы творческой деятельности
- Формирование замысла (появились идея и размышления о том, как её воплотить в жизнь).
- Воплощение идеи или реализация замысла. Родители дома, а педагоги в детском саду помогают ребёнку подготовить рабочее место, обеспечивают его всем необходимым для творчества. Следят за соблюдением правил техники безопасности.
- Анализ творения. Выставка, презентация или праздник творческих успехов.
Важно, что основное внимание в развитии творческих способностей дошкольника уделяется не результату, а самому процессу. То есть взрослые организовывают в первую очередь детальность по воплощению замысла, а потом уже вместе с ребёнком анализируют результат.
И конечно, важна положительная оценка результатов творческой деятельности ребёнка не только педагогами и родителями, но и его сверстниками.
Уважаемые родители, обязательно обращайте своё внимание на выставки рисунков, поделок и аппликаций, которые всегда представлены в детских садах. Дошкольные организации проводят фестивали различных творческих работ, в которых родители могут участвовать вместе со своими детьми.
Творческие мероприятия, организуемые для детей в саду — это традиционные праздники осени, зимы и весны, фестивали чтецов и т.д. О том, как поддерживать ребёнка на празднике, тем самым стимулируя его творческую активность, вы можете узнать в статье «Музыкальные занятия и праздники в детском саду».
Будьте здоровы!