Стихотворение «Бесы» А. С. Пушкин. Восприятие, толкование, оценка стихотворения

Стихотворение «Бесы» А. С. Пушкин. Восприятие, толкование, оценка стихотворения


Стихотворение «Бесы» А. С. Пушкин. Восприятие, толкование, оценка стихотворения

В стихотворении «Бесы» пейзаж обретает философскую перспективу. Оно было написано в сентябре 1830 г, первоначальное название его — «Шалость». Точная история создания не сохранилась. Известно лишь, что Пушкин незадолго до работы над «Бесами» перечитывал «Ад» Данте.

Также в черновых вариантах стихотворения присутствовали образы народной сказки — братца Иванушки и его сестрицы Аленушки.

Стихотворение было напечатано в альманахе «Северные цветы» за 1832 год.

В жанровом отношении стихотворение напоминает нам балладу, в нем присутствуют элементы романтического стиля.

Произведение имеет симметричную кольцевую композицию. Начинается и заканчивается оно одним и тем же неопределенным, мрачным пейзажем, который полностью соответствует чувствам лирического героя:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Та же неопределенность, тревога и в душе лирического героя. Первое испытываемое им чувство — чувство страха:

Еду-еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Затем эти эмоции в стихотворении нарастают, тревога, страх и отчаяние звучат в речи ямщика: «Вьюга мне слипает очи…», «Хоть убей, следа не видно…», «Сбились мы. Что делать нам!». В чистом поле сбившимся с пути путникам чудятся бесы. И в центре стихотворения чувство страха и растерянности достигает своего апогея, вновь воплощаясь в том же самом пейзаже:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?» —

Кто их знает? пень иль волк?»

Характерная деталь этой картины — умолкнувший колокольчик. Как известно, колокольчик использовался в русской культуре для защиты людей, звон колокольчика отгонял злые силы, злых духов. В православии же колокольный звон призван был возбуждать в душах людей светлое, мирное, радостное настроение. Здесь же доминирующей эмоцией остается тревога, страх, неопределенность.

Метель, неуправляемая снежная стихия, пустынная огромная равнина, внезапно понесшиеся кони — все это сливается в единую картину, в одно цельное чувство, в единый образ враждебной человеку и самой природе стихии. Исследователи отмечали, что образ беса конкретизируется у Пушкина постепенно. Вначале этот образ неопределенен, дан через восприятие ямщика, коней, а затем и самого лирического героя:

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят.

Затем образ враждебной человеку стихии становился множественным, приобретает свои четкие очертания, конкретность:

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Далее на первый план выступает образ кружения, бесконечного снежного вихря, который затем разрастается до бесконечности:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны.

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Исследователи отмечали, что в финале к доминирующим эмоциям лирического героя присоединяется чувство жалости, тоски, надрыва. В этом плане стоит поговорить о символике этого стихотворения. Символическое значение обретает здесь образ дороги и путника.

Дорога — жизненный путь человека, его судьба, вьюга — жизненные препоны и трудности, бесы — человеческие страсти, пороки, сбивающие людей с пути добродетели. Также известна и иная трактовка данного произведения. Исследователи отмечали, что бесы — это ложные идейные учения, сбивающие с истинного пути Россию. Причем это зло у Пушкина здесь бесконечно и непреодолимо. Именно этим обусловлены новые чувства, возникшие в душе лирического героя в финале.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка — перекрестная.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («средь неведомых равнин», «во тьме пустой», «мутно небо», «ночь мутна», «кони чуткие», «в беспредельной вышине», «визгом жалобным и воем»), метафору («В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам», «Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне»), олицетворение («вьюга злится, вьюга плачет»), риторический вопрос («Что так жалобно поют?»), инверсию («Там сверкнул он искрой малой», «в мутной месяца игре»), сравнение («Закружились бесы разны, будто листья в ноябре»), прием звукоподражания («колокольчик дин-дин-дин»).

На лексическом уровне находим разговорные слова и выражения, просторечия («поневоле», «нет мочи», «Хоть убей, следа не видно», «далече», «кружиться доле»), историзмы («барин», «ямщик»), архаизмы («версты»), книжную поэтическую лексику («очи»), устаревшие словоформы («понес-лися», «собралися»), образы из русского фольклора («бесы», «домовой», «ведьма»), междометие («дин-дин-дин»).

Таким образом, стихотворение насыщается глубоким философским смыслом, сложной символикой, а также чувствами лирического героя.

Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» А.С.Пушкин. Восприятие, толкование, оценка

Оставить ответ