Дорожные знаки и светофор учим ребенка

Особенности поведения ребенка на дороге


Психологические особенности развития ребенка

Среди всех участников дорожного движения — водителей, пешеходов, пассажиров — самым подвижным и непредсказуемым участником является ребенок.

Во многих ДТП он — основной виновник. Из общего число детей, попавших в ДТП, 15-17 % -дети дошкольного возраста. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство — дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития.

Это связано с особенностями их нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения:

  • дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые;
  • дошкольники не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, возможностях транспортных средств;
  • они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояние;
  • слух и зрение детей развиты в недостаточной степени.

Дети, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы.

Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста.

Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, то есть они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.

Рост ребенка — серьезное препятствие и для своевременного обна-л ружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, или группы пешеходов, или высоких сугробов ребенок не виден водителю, находящемуся на дороге.

Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.

Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей обстановке могут привести к печальным последствиям.

Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров — легковые автомобили и особенно мотоциклы, которые приближаются с высокой скоростью. Порой дети считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.

Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к детям нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Дошкольники никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте — это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно и безопасно проезжую часть зачастую не может.

Правила дорожного движения мало приспособлены к психофизиологическим особенностям детей. Ребенку дошкольного возраста требуется больше времени и энергии на решение любой дорожно-транспортной ситуации.

Его здоровье, невротические расстройства, вызывающие заторможенное или расторможенное состояние, конфликт с родителями или друзьями, перенасыщенность телевизионной информацией увеличивают риск несчастного случая. Да и в организме здорового ребенка каждый миг могут происходить какие-либо изменения.

Для того чтобы действовать в соответствии с целями, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения должны проводиться сообразно способностям ребенка в данное время поддаваться обучению.

При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Одни особенности являются характерными для определенного возраста, а другие обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.

В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении новых знаний, он постоянно стремится что-то сделать сам и многие предметы делает своими руками.

Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:

  • рассеянное внимание;
  • забывание правил поведения на улице;
  • снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;
  • плохое состояние дорожного покрытия;
  • эмоциональное состояние;
  • отвлечение внимания от транспортных средств представляющих опасность;
  • более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной -12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
  • время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5 с;
  • растерянность (чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется);
  • рассеянность (клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности);
  • отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:

  • переход проезжей части дороги;
  • посещение магазинов и образовательных учреждений;
  • подвижные игры около дорог;
  • езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
  • игры с наступлением темноты;
  • ослепление фарами;
  • зимнее состояние дорожного покрытия;
  • яркое солнце и белый снег, создающие эффект бликов, когда ребенок как бы «ослепляется»;
  • буксующее рядом с ребенком транспортное средство, движение его юзом или занос транспортного средства;
  • несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти из дома заранее, особенно если ему надо переходить проезжую часть. Психофизиологические характеристики ребенка очень многообразны. Каждый ребенок уникален и непредсказуем.

Прежде чем решать проблему предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, воспитателям, учителям и родителям надо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности характера своего ребенка.

Памятка профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Загадки про светофор и транспорт для детей

Дорожные знаки и светофор учим ребёнка

Оставить ответ