Образ Татьяны Лариной сочинение по роману «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Образ Татьяны Лариной сочинение по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

Татьяна Ларина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкину удалось пред ставить все многообразие жизни современной ему России, изобразить русское общество «в одном из интереснейших моментов его развития», создан, создать типичные образы Онегина и Ленского, в лице которых была представлена «главная, то есть мужская сторона» этого общества. «Но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый произвел, в лице Татьяны, русскую женщину», — писал В.Г. Белинский.

Образ Татьяны Лариной сочинение по роману «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — все это раскрыто в романс очень подробно. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, художественное воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам Пушкин часто говорит об этом на страницах романа: «Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу…», «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!

И читатели сразу же ощутили эти незримые авторские акценты. Достоевский, например, считал Татьяну, а не Онегина главным действующим лицом романа. И мнение писателя вполне обоснованно. Это натура цельная, глубокая, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом. От природы она одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Характер ее остается неизменным на протяжении всего романа. В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретаются опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры, свойственные другому возрасту, однако внутренний мир ее остается неизменным. «Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна.

В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры. Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей.

Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет величайшее достижение художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама. Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же», — писал Белинский.

Она росла задумчивой и впечатлительной девочкой: не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Ей нравились поля и леса, луга и рощи. Она любила мечтать в одиночестве, слушать рассказы няни, «встречать зари восход». Особенно Татьяна любила зиму.

Именно эта героиня вводит в повествование мотив зимы, холода, льда. И зимние пейзажи затем часто сопровождают се. Вот в ясную морозную ночь Татьяна гадает на крещенье. Во сне она идет «по снеговой равнине», видит «недвижны сосны», покрытые клоками снега, кусты, стремнины, занесенные метелью. Перед отъездом в Москву Татьяне «страшен зимний путь».

В.М. Маркович замечает, что «зимний» мотив здесь «непосредственно сближен с тем суровым и таинственным чувством меры, закона, судьбы, которое заставило Татьяну отвергнуть любовь Онегина».

Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своим природным ритмом: «Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено». И любовь ее к няне, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям — все это только усиливает эту таинственную связь.

Исследователи отмечали, что отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто оживает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна — вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа…» — писал Д. Мережковский.

Внутренний мир героини во многом раскрывается в се пророческом сне, сцены из которого предвещают и ее будущее замужество, и именины, и предстоящую гибель Ленского.

В этом сне Татьяна видит образы русских народных сказок: медведя, лес, избушку, чудовищ. Одновременно она интуитивно открывает демоническое начало своего избранника.

Исследователи отмечали, что в формировании внутреннего мира героини важную роль сыграло увлечение се романами.

Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному».

Не понимая его внутреннего мира, Татьяна представляет его в хорошо знакомых ей образах литературных героев: Вольмара, Малск-Аделя, де Линара и Вертера. В сущности, она любит не живого человека, а образ, созданный ее «воображением мятежным».

Однако постепенно Татьяна (как кажется ей самой) начинает открывать для себя внутренний мир Онегина. Посетив дом его, заглянув в его книги, хранящие «отметку резкую ногтей», она начинает постигать его восприятие жизни, людей, судьбы. «Вход Татьяны в дом Онегина воспринимается как вход в его внутренний мир, в его душу», — писал А.Л. Слонимский.

Здесь ей открывается мир холодных и опустошенных героев, людей разочарованных и эгоистичных, творящих зло и беззаконие. И ей кажется, что она разгадала тайну своего избранника:

Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Однако здесь Татьяна вновь сопоставляет Онегина с определенным литературным типом и вновь ошибается, так как «разочарование его, его хандра, его душевные муки непритворны и искренни».

Последняя встреча героев происходит в Петербурге. Теперь Татьяне трудно поверить в искренность чувств Онегина, его преследования оскорбляют ее. Она вышла замуж и целиком посвятила себя мужу, семье. И роман с Онегиным в этой новой ситуации для нес невозможен:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна…

В этом выборе героини сказалось очень многое. Это и цельность се натуры, не допускающая лжи; и четкость нравственных представлений, исключающая саму возможность причинить горе невинному человеку (мужу), легко­ мысленно опозорить его; и книжно-романтические идеалы, и вера в Промысел Божий, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений; и неосознанное повторение судьбы матери и няни.

Достоевский считал, что Онегин теперь любит в Татьяне не «только свою новую фантазию». «Любит фантазию, да ведь он  и сам фантазия». Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо.

У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она /Татьяна/ вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь…» — заметил писатель.

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» Пушкин представляет нам «апофеозу русской женщины». Татьяна поражает нас глубиной натуры, простотой, искренностью, нравственной чистотой, верностью своему долгу. Это цельная, сильная личность, интуитивно чувствующая нравственную правду.

Образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин

Оставить ответ