О возрастных этапах и возрастных кризисах. Особенности и кризисы дошкольного возраста. Что необходимо знать родителям об особенностях и кризисах дошкольного возраста. Прежде чем выделить основные особенности дошкольного возраста, назовём основные периоды возрастного развития ребёнка. Воспользуемся периодизацией Д.Б. Эльконина.
Возрастные этапы развития ребенка (периоды)
- младенчество (от рождения до 1 года жизни);
- раннее детство (1-3 года);
- младший и средний дошкольный возраст (3-4 года);
- старший дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
- младший школьный возраст (7-11 лет);
- подростковый возраст (11-15 лет);
- юношеский возраст (15-17 лет).
Заметим, что в развитии ребёнка существуют особые периоды — возрастные кризисы, которые требуют от родителей особенно бережного отношения к ребёнку, так как в эти переломные периоды его организм испытывает наибольшие физические и эмоциональные нагрузки.
Лев Семёнович Выготский выделял следующие возрастные кризисы развития:
- кризис новорождённости;
- кризис одного года;
- кризис трёх лет;
- кризис семи лет;
- кризис тринадцати лет;
- кризис семнадцати лет.
В современном информационном мире возрастные периоды размыты, а возрастные кризисы несколько сдвинуты: ребёнок развивается в интеллектуальном плане быстрее, тогда как в социально-эмоциональном, наоборот, медленнее. И всё же, рассматривая особенности дошкольного периода, мы предлагаем вам, уважаемые родители, заострить своё внимание именно на возрастных кризисах.
Что необходимо знать родителям об особенностях раннего и дошкольного возраста
Ранний возраст начинается после года и длится примерно до трёх лет. Ведущий вид деятельности — действия с предметами (в младенчестве ведущей деятельностью было эмоциональное общение). Этот возрастной период связан с активным взаимодействием ребёнка с окружающим миром: предметами, людьми, ежедневными открытиями. Организм ребёнка меняется очень быстро. В этом возрасте уже начинают формироваться привычки: причём как полезные (умываться, чистить зубы и т.д.), так, к сожалению, и вредные (ковырять в носу, например).
Этот возраст наполнен движением: ребёнок ни минуты не сидит на месте, он всё время передвигается, что-то берёт и открывает. Родителям нужно внимательно следить за безопасностью пространства, не ограничивая при этом возможность ребёнка познавать мир. Это возраст активного развития речи! Важно, чтобы малыш слышал правильную и красивую речь родителей, которые не «сюсюкают», а разговаривают с ним грамотно и уважительно. Развитию речи и интеллекта способствует развитие мелкой моторики. Родителям необходимо обеспечить возможность манипулирования с мелкими предметами (шнурками и т.д.), конечно, не забывая про безопасность и стремление ребёнка всё сунуть в рот.
Дошкольный возраст — 3-7 лет. Ведущий вид деятельности дошкольника — игра. Именно игра является для дошкольника основным способом приобретения знаний и представлений об окружающем мире, ресурсом для усвоения правил поведения в обществе, а главное — самой комфортной и интересной формой взаимодействия со сверстниками и взрослыми, так как именно в процессе игры воспроизводится смысл человеческой деятельности и отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Процесс обучения в дошкольном возрасте эффективно организовывать через игру, не заставляя ребёнка заниматься, а вовлекая его в игровой развивающий процесс.
В дошкольном возрасте активно развивается мышление — от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому.
Дошкольный период — один из важных периодов становления личности, который включает в себя освоение системы норм поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение (контролируемое, способное к саморегуляции).
Начинается процесс осознания себя. Ребёнок учится оценивать свои действия, осознавать собственные чувства.
Что необходимо знать родителям о возрастных кризисах
Кризис трёх лет. Эльза Геллер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка» выделила несколько важных симптомов этого кризиса:
- Негативизм. Ребёнок отказывается вообще подчиняться не¬которым требованиям взрослых.
- Упрямство. Это реакция на своё собственное решение. Ребёнок настаивает на своём требовании, на своём решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
- Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома.
- Своеволие. Стремление к самостоятельности, независимости от взрослого (в намерениях, замыслах).
- Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
- В семье с единственным ребёнком встречается стремление к деспотизму.
Заметим, что именно из новообразований описанного кризиса у ребёнка возникает стремление к самостоятельности. Очень важно, чтобы взрослый, деятельность которого является для него ориентиром, создавал условия для экспериментирования с разными предметами (например, позволяя маленькому помощнику вывозиться в муке, подражая маме, которая лепит пельмени).
Родителям необходимо также помнить о том, что переход от дошкольного возраста к младшему школьному будет сопровождаться ещё одним кризисом — кризисом семи лет, который связывают с утратой наивности и непосредственности, присущей дошкольнику. С ребёнком теперь стоит выстраивать диалог в ещё более уважительной форме, объясняя, почему надо поступать так или иначе, необходимо отказаться от ожидания беспрекословного подчинения.
Возможно, следует скорректировать контекст требований и ограничений, расширяя границы самостоятельности, но не допуская вседозволенности.
Будьте здоровы!