Дошкольный возраст: что необходимо знать родителям о возрастных кризисах

Что необходимо знать родителям об особенностях и кризисах дошкольного возраста

О возрастных этапах и возрастных кризисах. Особенности и кризисы дошкольного возраста. Что необходимо знать родителям об особенностях и кризисах дошкольного возраста. Прежде чем выделить основные особенности дошкольного возраста, назовём основные периоды возрастного развития ребёнка. Воспользуемся периодизацией Д.Б. Эльконина.

Возрастные этапы развития ребенка (периоды)

  • младенчество (от рождения до 1 года жизни);
  • раннее детство (1-3 года);
  • младший и средний дошкольный возраст (3-4 года);
  • старший дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
  • младший школьный возраст (7-11 лет);
  • подростковый возраст (11-15 лет);
  • юношеский возраст (15-17 лет).

Заметим, что в развитии ребёнка существуют особые периоды — возрастные кризисы, которые требуют от родителей особенно бережного отношения к ребёнку, так как в эти переломные периоды его организм испытывает наибольшие физические и эмоциональные нагрузки.

Лев Семёнович Выготский выделял следующие возрастные кризисы развития:

  • кризис новорождённости;
  • кризис одного года;
  • кризис трёх лет;
  • кризис семи лет;
  • кризис тринадцати лет;
  • кризис семнадцати лет.

В современном информационном мире возрастные периоды размыты, а возрастные кризисы несколько сдвинуты: ребёнок развивается в интеллектуальном плане быстрее, тогда как в социально-эмоциональном, наоборот, медленнее. И всё же, рассматривая особенности дошкольного периода, мы предлагаем вам, уважаемые родители, заострить своё внимание именно на возрастных кризисах.

Что необходимо знать родителям об особенностях раннего и дошкольного возраста

Ранний возраст начинается после года и длится примерно до трёх лет. Ведущий вид деятельности — действия с предметами (в младенчестве ведущей деятельностью было эмоциональное общение). Этот возрастной период связан с активным взаимодействием ребёнка с окружающим миром: предметами, людьми, ежедневными открытиями. Организм ребёнка меняется очень быстро. В этом возрасте уже начинают формироваться привычки: причём как полезные (умываться, чистить зубы и т.д.), так, к сожалению, и вредные (ковырять в носу, например).

Этот возраст наполнен движением: ребёнок ни минуты не сидит на месте, он всё время передвигается, что-то берёт и открывает. Родителям нужно внимательно следить за безопасностью пространства, не ограничивая при этом возможность ребёнка познавать мир. Это возраст активного развития речи! Важно, чтобы малыш слышал правильную и красивую речь родителей, которые не «сюсюкают», а разговаривают с ним грамотно и уважительно. Развитию речи и интеллекта способствует развитие мелкой моторики. Родителям необходимо обеспечить возможность манипулирования с мелкими предметами (шнурками и т.д.), конечно, не забывая про безопасность и стремление ребёнка всё сунуть в рот.

Дошкольный возраст — 3-7 лет. Ведущий вид деятельности дошкольника — игра. Именно игра является для дошкольника основным способом приобретения знаний и представлений об окружающем мире, ресурсом для усвоения правил поведения в обществе, а главное — самой комфортной и интересной формой взаимодействия со сверстниками и взрослыми, так как именно в процессе игры воспроизводится смысл человеческой деятельности и отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Процесс обучения в дошкольном возрасте эффективно организовывать через игру, не заставляя ребёнка заниматься, а вовлекая его в игровой развивающий процесс.

В дошкольном возрасте активно развивается мышление — от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому.

Дошкольный период — один из важных периодов становления личности, который включает в себя освоение системы норм поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение (контролируемое, способное к саморегуляции).

Начинается процесс осознания себя. Ребёнок учится оценивать свои действия, осознавать собственные чувства.

Что необходимо знать родителям о возрастных кризисах

Кризис трёх лет. Эльза Геллер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка» выделила несколько важных симптомов этого кризиса:

  1. Негативизм. Ребёнок отказывается вообще подчиняться не¬которым требованиям взрослых.
  2. Упрямство. Это реакция на своё собственное решение. Ребёнок настаивает на своём требовании, на своём решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
  3. Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома.
  4. Своеволие. Стремление к самостоятельности, независимости от взрослого (в намерениях, замыслах).
  5. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
  6. В семье с единственным ребёнком встречается стремление к деспотизму.

Заметим, что именно из новообразований описанного кризиса у ребёнка возникает стремление к самостоятельности. Очень важно, чтобы взрослый, деятельность которого является для него ориентиром, создавал условия для экспериментирования с разными предметами (например, позволяя маленькому помощнику вывозиться в муке, подражая маме, которая лепит пельмени).

Родителям необходимо также помнить о том, что переход от дошкольного возраста к младшему школьному будет сопровождаться ещё одним кризисом — кризисом семи лет, который связывают с утратой наивности и непосредственности, присущей дошкольнику. С ребёнком теперь стоит выстраивать диалог в ещё более уважительной форме, объясняя, почему надо поступать так или иначе, необходимо отказаться от ожидания беспрекословного подчинения.

Возможно, следует скорректировать контекст требований и ограничений, расширяя границы самостоятельности, но не допуская вседозволенности.

Будьте здоровы!

Поделись ЭТОЙ записью!

Добавить комментарий

Все комментарии проверяются, не пишите спам, пожалуйста. Если хотите дополнить статью или оставить полезную ссылку, делайте это в комментариях тех статей, по смыслу которых эта ссылка подходит.