Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу. Это испытание для родителей — их жизненной стойкости, доброты, чуткости. Ребёнок в трудный первый год учёбы должен ощущать вашу поддержку. Какую школу выбрать своему ребенку?
Из чего складывается готовность ребенка к школе?
- Мотивационная готовность. Желание учиться, познавательный интерес ребенка.
- Интеллектуальная готовность. Запас знаний, развитое в соответствии с возрастом логическое мышление и смысловое запоминание, хорошо развитая речь, зрительно-двигательная координация и пространственные представления.
- Коммуникативная и эмоционально-волевая готовность. Потребность в общении, умение подчиняться правилам и учитывать интересы других людей; умение управлять своими эмоциями и поведением, способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми.
- Физическая готовность. Физическое развитие. Состояние здоровья. Готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам.
Как подготовить ребенка к школе?
Желание учиться, желание детей учиться и идти в школу. Стремление узнавать новое. Закрепляйте положительное отношение ребёнка к школе. Поделитесь своими впечатлениями о вашей школьной жизни.
Умение слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действовать по образцу. Играя с ребёнком, используйте игры с правилами домино, лото, шашки, подвижные игры и т.д. Следите за тем, чтобы ребёнок выполнял правила игры.
Умение думать. Учите ребёнка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.
Умение говорить, доказывать свою точку зрения. Больше общайтесь с ребёнком. Поощряйте его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней.
Развивайте мелкую моторику. Вместе с ребёнком рисуйте, лепите, собирайте мозаику.
Умение читать. Закрепляйте представления ребёнка о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
Умение общаться со сверстниками. При общении с ребёнком называйте его друзей по именам. Приглашайте друзей ребёнка домой, участвуйте в их играх.
Умение общаться со взрослыми. Организовывайте с ребёнком совместную деятельность. Не обсуждайте при нём взрослых. Объясняйте ему правила общения с педагогом и другими взрослыми людьми.
Соблюдение социальных и этических норм. Рассказывайте ребёнку правила поведения в обществе и закрепляйте их своим примером.
Положительное отношение к себе. Уважайте права ребёнка, предъявляйте разумные требования, чаще хвалите его.
Общение ребёнка с родителями. Научитесь понимать своего ребёнка. Для него важно общение с обоими родителями. Не забывайте, что у ребёнка могут быть свои проблемы и своё мнение.
Хорошее физическое развитие. Не забывайте о физических упражнениях. Утренняя гимнастика должна стать для него привычной.
Вопросы | Баллы |
1. Владеет ли ребёнок основными понятиями (например, правый — левый, большой — маленький, верх — низ)? | Владеет полностью — 2 Частично владеет — 1 |
2. Способен ли ребёнок назвать одним словом предметы мебели, виды транспорта и т.д. (например: диван, кресло, стул . — это мебель), умеет ли ребенок группировать предметы? | Всегда может подобрать обобщающее слово — 2 Не всегда может подобрать обобщающее слово — 1 |
3. Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? | 1 |
4. Чтение: Ребёнок знает буквы. Ребёнок понимает разницу между звуком и буквой, может прочитать слово из 1-2 слогов (читает по слогам). Ребёнок бегло читает, может разделить слово на слоги, выделить первый, последний звук в слове, звук в середине слова | 1 2 3 |
5. Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? | 1 |
6. Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых? | 1 |
7. Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи (пылесос, холодильник и т.д.)? | Даёт элементарные объяснения — 1 Даёт развёрнутые, грамотные ответы — 2 |
8. Может ли ребёнок рассказать историю, описать произошедший с ним случай? | 1 |
9. Чётко ли ребёнок выговаривает слова? | 1 |
10. Способен ли ребёнок разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле? | 1 |
11. Способен ли ребёнок слушать, не перебивая? | 1 |
12. Легко ли ребёнок запоминает стихи? | 1 |
13. Способен ли ребёнок выразительно декламировать стихи? | 1 |
14. Умеет ли ребёнок держать карандаш (ручку)? | 1 |
15. Может ли ребёнок самостоятельно собрать разрезанную на несколько частей картинку? | 1 |
16. Раскрашивание и рисование: Ребёнок с удовольствием раскрашивает и рисует. Ребёнок с удовольствием и аккуратно раскрашивает | 1 2 |
17. Может ли ребёнок составить рассказ по картинке? | 1 |
18. Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно осведомлён? | Достаточно хорошо — 1 Хорошо — 2 |
19. Считаете ли вы своего ребёнка любознательным? | 1 |
- Уровень А (высокий) — 22-26 баллов.
- Уровень В (выше среднего) — 18-22 балла.
- Уровень С (средний) — 12-18 баллов.
- Уровень D (ниже среднего) — 6-12 баллов.
- Уровень Е (низкий) — 0-6 баллов.
Будьте здоровы!