Речевое развитие детей дошкольного возраста и речевое развитие ребенка школьника играют важную роль, и служит средством общения между людьми, это и есть основное назначение человеческой речи. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, переживаниями, можем им что-то сообщить и т.п. Мы настолько привыкаем к постоянному речевому общению, что почти перестаём его замечать и понимать его настоящую цену.
Нам кажется само собой разумеющимся, что в любой момент мы можем обратиться к кому-то с вопросом или сами ответить на заданный вопрос, о чём-то рассказать и прочее. И это действительно так, но лишь при условии, что человек владеет достаточно полноценной речью.
Когда же приходится встречаться с людьми, страдающими нарушениями речи, то сложность их жизни и общения сразу становится очевидной. Многие из них не могут выбрать себе профессию по душе, нормально устроить свою личную жизнь. Для многих будет проблематичен простой поход в магазин или разговор по телефону, трудно или вообще невозможно даже спросить у прохожего о том, как найти нужную улицу.
В повседневной жизни мы часто встречаемся с тем, что не только дети, но и некоторые взрослые произносят отдельные звуки речи необычно, «не так, как все». При этом в одних случаях такое своеобразие в произношении звуков выражено резко и буквально «режет ухо», в других оно менее заметно, но всё же обращает на себя внимание. Всегда ли можно говорить о нарушениях в произношении звуков в прямом смысле этого слова? Нет, не всегда.
К ним не относятся:
- Иностранный акцент, обусловленный неточным усвоением артикуляции звуков русского языка.
- Диалектные особенности произношения некоторых звуков, свойственные большинству людей, проживающих в определённой местности.
- Возрастные своеобразия детской речи, обусловленные незрелостью речевого аппарата и постепенно исчезающие с возрастом без всякой специальной помощи.
Под нарушениями звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.
Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов:
- Полное отсутствие в речи того или иного звука.
- Замена одного звука речи другим.
- Искажённое произношение звука.
Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов более сложного речевого расстройства. О дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи принято говорить в тех случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребёнка.
Если же они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и аграмматично построенной или даже вообще не сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства. В таких случаях необходимы занятия с логопедом, направленные на преодоление основного дефекта, а не только недостатков звукопроизношения. Занятия с логопедом проводятся в детском саду, начиная с 5 летнего возраста, перед школьными годами.
Неправильное произношение приносит ребёнку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.
Если у вашего ребёнка нарушено произношение, он недоговаривает слоги или меняет их местами, проконсультируйтесь с логопедом. Вместе вы сможете помочь ребёнку.
В начале года в детском саду проводится обследование речи детей логопедом и выявляются воспитанники с нарушениями речи. После составления расписания логопедических занятий родителям будут сообщены время и особенности работы с ребёнком.
На логопедических занятиях используются упражнения и задания, направленные на:
- развитие речевого дыхания;
- развитие моторики (мимической, артикуляционной, мелкой);
- исправление недостатков звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация);
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие лексико-грамматического строя речи.
На занятиях используются современные методики, позволяющие не только преодолевать нарушения речи, но и развивать восприятие, внимание, память и мышление детей. Важно, чтобы у ребёнка появился интерес к логопедическим занятиям, вера в себя, в свои силы и возможности.
Правильная речь, хорошо развитый фонематический слух — залог успешного обучения ребёнка в начальной школе. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Работа над звукопроизношением сложна и требует определённой последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться по-разному: от шести месяцев до года, а в некоторых случаях и более.
Все упражнения, которые проводятся на занятиях, обязательно должны закрепляться в домашних условиях. Порой многое зависит от того, насколько тщательно и грамотно проработан дома материал по закреплению правильного звукопроизношения, как быстро ребёнок начнёт пользоваться в быту исправленным звуком.
Что необходимо знать и помнить при выполнении домашних заданий от логопеда
- Выполнять задания, рекомендованные логопедом, нужно ежедневно.
- Занятия проводить в спокойной, доброжелательной обстановке.
- Все задания (кроме, конечно, графических) выполняются устно. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий.
- Похвалите ребёнка за старание, всегда вселяйте надежду на успех, который придёт, если терпеливо тренироваться ежедневно.
Всегда старайтесь выделять и подчеркивать красиво и правильно сделанное задание, красивую букву и цифру. Забудьте про то, как вас учили в школе и всегда делали акценты на ошибки и некрасивые буквы. У ребенка в памяти должны оставаться правильно выполненные задания, а не ошибки.
Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.
Роль родителей в речевом развитии ребенка
1. Забота о физическом и психическом здоровье ребёнка, о сохранности его речевых органов:
- Предупреждение ушибов в области головы.
- Предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.).
- Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, а также своевременное лечение ушных заболеваний.
- Охрана артикуляторных органов.
- Предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей артикуляторного аппарата.
- Исключение случаев сосания пальцев или постоянного подкладывания руки под щёку во время сна.
- Своевременная санация ротовой полости, поскольку ранняя потеря зубов вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей.
- Своевременное подрезание короткой уздечки языка.
- Охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки.
- Охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и запугиваний и т.д.).
2.Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая создание необходимых для этого социально-бытовых условий:
- Обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания.
- Поощрение лепета ребёнка мимикой радости.
- Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни.
- Медленное и чёткое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку «приступить» к постепенному овладению речью.
- Приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению.
- Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно; желательно организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения.
- Полное исключение случаев «сюсюканья» с ребёнком, лишающего его образца для подражания.
- Занятия ритмикой, музыкой и пением, что способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.
- Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Будьте здоровы!