Этапы формирования личности

Основным условием формирования личности является включение человека в систему социальных взаимоотношений. Развитие личности определяют отношения, которые складываются у ребенка с окружающими людьми — членами семьи, товарищами по классу, друзьями по дому, отдельными людьми, с которыми ребенок вступает в контакты.

Решающую роль в развитии личности ребенка играют его деятельность и общение с другими людьми. Для каждого возраста характерны свои ведущие виды деятельности, которые предопределяют и соответствующие формы общения. В процессе общения с окружающими людьми ребенком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы, которые ведут к появлению новых возможностей для развития личности.

В процессе развития личности можно выделить четыре основных этапа, для каждого из которых характерен определенный ведущий тип деятельности и общения.

Первый этап (от рождения до 3-х лет) можно назвать этапом формирования характера и потребности достижения успехов. Период раннего детства является наиболее важным в развитии личности, и определяющая роль в этом процессе принадлежит семье. Ребенок с момента рождения окружен близкими ему людьми. Он не мог бы прожить и нескольких дней без постоянного ухода и внимания со стороны взрослых, и прежде всего матери.

И важно не только то, что взрослые кормят, моют, пеленают младенца — не меньшее значение для его нормального развития имеет эмоциональное общение, в результате которого у ребенка развивается чувство глубокой привязанности к близким людям и закладываются многие черты характера: доброта, общительность, отзывчивость, внимательность, доверие к людям.

С помощью взрослых ребенок открывает для себя окружающий мир. Благодаря развитию деятельности — и прежде всего действиям с предметами — малыш знакомится с их свойствами; общаясь со взрослыми, он обучается определенным действиям с ними, овладевает необходимыми навыками поведения.

В раннем возрасте основным источником развития личности является наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им. В процессе общения со взрослыми ребенок усваивает, для чего нужны предметы, как с ними следует обращаться, сам начинает овладевать разнообразными действиями. В этот период дети усваивают определенные нормы поведения, например необходимость быть аккуратными, уметь сдерживать свою агрессию, быть послушными. Важным достижением является формирование целеустремленности, т. е. потребности во что бы то ни стало достигнуть какой-либо цели. Овладевая ходьбой, дети сталкиваются с необходимостью преодолевать различные препятствия — это способствует формированию таких качеств характера, как сила воли, настойчивость.

Важнейшим достижением этого периода является овладение ребенком речью, благодаря чему существенно ускоряется процесс его личностного развития. Активное речевое общение играет огромную роль в деятельности ребенка и в познании им окружающего мира.

В период от года до трех лет у ребенка формируется самосознание. Постепенно он освобождается от полной зависимости от взрослых, и у него возникает первое представление о себе как об отдельно существующем субъекте.

Малыш узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, активно пользуется местоимением «Я» (так, на вопрос взрослых «Это кто?» он вместо своего имени отвечает: «Это я»); у него появляется потребность в самостоятельности. Теперь он открыто заявляет о себе как о личности в общении с окружающими людьми, отстаивая свое право на независимое поведение; он уже осознает, что его действия во многом зависят от его собственного желания и зачастую отказывается от помощи взрослого — «я сам».

Второй этап (от 3 до 6 лет) представляет собой период развития самосознания и начало открытого проявления характера. В это время формируются самооценка и уровень притязаний ребенка, складываются личностные качества, проявляемые в общении с людьми.

Ведущей формой деятельности в этот период становится игра. Малыш значительную часть времени проводит в играх. В игровых действиях ребенка воспроизводится поведение взрослых, их действия с теми или иными предметами, отношения между людьми, различные формы человеческого общения. В этом возрасте дети проявляют повышенную любознательность: их любимый вопрос— «почему?». Они начинают интересоваться вопросами, относящимися к различию полов.

В этот период сфера социальных контактов ребенка расширяется: он активно общается со сверстниками, другими взрослыми людьми; склонен им подражать, перенимать их манеры. Под влиянием образцов и правил поведения окружающих его людей — их поступков и взаимоотношений — ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Так, он учится согласовывать свою деятельность с действиями других людей, понимает необходимость считаться с их интересами. В этом возрасте у ребенка сильно развито стремление соответствовать требованиям взрослых, желание быть признанным. Это способствует развитию самосознания, т. е. пониманию того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.

Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Третий этап (от 6—7 до 11—12 лет)— этап скрытого формирования мировоззрения и морали. В этом возрасте ведущей является учебно-познавательная деятельность. С поступлением в школу ребенок значительную часть времени проводит вне семьи — среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. С началом учебной деятельности у ребенка меняются социальные ориентации: он становится членом коллектива, у него появляются определенные обязанности перед обществом. Как подружиться в школе и проблемы подростков.

В этот период у него идет не только интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных возможностей, но и вырабатывается система взглядов на мир (мировоззрение), складываются основные понятия о нравственных ценностях.

Четвертый этап (от 11—12 до 15—16 лет)— это период открытого проявления мировоззрения и морали. В этот период большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Характерным для подростков в этом периоде является стремление к самопознанию, обусловленное интересом к собственной личности. По сравнению с ребенком, подросток придает гораздо большую ценность собственному «Я»; у него происходит активное формирование сознательного отношения к себе как члену общества, становление индивидуальной социальной позиции.

Главными средствами развития личности становятся самовоспитание и самосовершенствование. Развитие личности протекает нормально, если у подростка с окружающими людьми складываются благоприятные взаимоотношения, действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление бескорыстно помогать другим, способствовать развитию друг друга как личностей.

К окончанию школы, т. е. к возрасту около 16—17 лет, личность можно считать уже сформировавшейся. Ранний юношеский возраст — это время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни.

Будьте здоровы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Следующая новость

Непознанное в психике человека

Ср Окт 14 , 2020
Что такое сознание? Что такое подсознание (или бессознательное)? Как соотносятся между собой сознание и подсознание?
Что такое сознание подсознание и бессознательное у человека

Календарь новостей

Январь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы новостей