10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне

  1. Как делают искусственный снег для горнолыжных трасс
  2. Подъемники на горнолыжном курорте
  3. Гондольная канатная дорога
  4. Маятниковая канатная дорога
  5. Фуникулер
  6. Кресельная канатная дорога
  7. Бугельная канатная дорога
  8. Безопорная канатная дорога «бэби-лифт»
  9. Ленточный подъемник
  10. Какие бывают горнолыжные трассы
  11. Безопасность на горнолыжном склоне
  12. 10 правил FIS для лыжников и сноубордистов

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов – главное на момент катания на склоне

Безопасность на горнолыжном склоне необходимо знать для уважительного отношения  к отдыхающим на склоне.

На горнолыжном курорте важнейшее значение придается склонам, предназначенным для катания. Они должны отвечать целому комплексу требований. Иметь разнообразные и правильно спрофилированные трассы. Желательно, чтобы курорт располагал полным спектром склонов — от простых и учебных до сложных и специально предназначенных для проведения соревнований.

Почти обязательным для современного курорта стало наличие сноупарка хафпайпом, трамплинами, воздушной подушкой, рейлами и другими сооружениями для сноубординга.

Снежное покрытие на трассах требует постоянного внимания. Оно ежедневно, еженочно обрабатывается с помощью специальных гусеничных машин — ратраков. Сейчас просто невозможно представить современный горнолыжный комплекс без ратраков. Современные ратраки совсем не похожи на те, которые появились на горных склонах более 80 лет назад. Сегодня это мощные многофункциональные машины, способные выполнить сложные и разнообразные задачи, а его водитель должен быть настоящим профессионалом.

Как делают искусственный снег для горнолыжных трасс

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне
Снежная пушка

Системы искусственного оснежения

Снежная пушка, так же снегомёт — устройство для производства искусственного снега. Искусственный снег образуется из мелких капель воды, распыляемой форсунками в создаваемый вентилятором сильный поток холодного воздуха.

Другое, ставшее уже практически обязательным для современного курорта оборудование, — системы искусственного (снегообразования или снежные пушки). Практически каждый современный горнолыжный курорт имеет в своем оснащении такие системы. Снежные пушки нужны для того, чтобы в малоснежные зимы подсыпать на трассы искусственный снег, а еще они позволяют открыть горнолыжные склоны до того как выпадет натуральный снег. Нужно лишь только, чтобы температура воздуха опустилась ниже нуля градусов.

Системы искусственного оснежения — это сложные инженерные сооружения с собственными водоемами и трубопроводами для подачи воды. Для создания искусственного снега используется два типа генераторов: снежные пушки и менее мощные снежные ружья. Снежные пушки мобильны, их можно перемещать на шасси или салазках, они способны производить до 150 кубических метров снега в час. Снежные ружья имеют производительность обычно не превышающую 25 кубических метров в час и расставляются на равных расстояниях вдоль основных трасс, чтобы обеспечивать равномерное напыление дополнительного слоя снега на всей их протяженности.

Вечернее освещение трасс тоже имеется сейчас на многих курортах. Особенно это актуально для северных регионов с коротким световым днем зимой.

Подъемники на горнолыжном курорте

Без подъемников в наше время не обходится ни один горнолыжный курорт. Это одна из важнейших составляющих его инфраструктуры. И чем гуще и протяженнее их сеть, тем выше позиционируется сам курорт.

В России самая разветвленная сеть горнолыжных подъемников находится в Красной поляне. Конечно, ей еще рано тягаться с крупнейшими альпийскими курортами, насчитывающими сотни километров канатных дорог. Для сравнения: на «Роза Хутор» в Красной поляне подъемники объединяют 77 км трасс, а в Трех Долинах во французских Альпах общей сетью подъемников связано 600 км горнолыжных трасс.

Основные типы подъемников: гондольные, фуникулеры, кресельные и буксировочные. Еще они характеризуются протяженностью, перепадом высот между нижней и верхней станциями, скоростью подъема и пропускной способностью, измеряемой в человекочасах.

Гондольная канатная дорога

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне
Гондольная канатная дорога

Канатная дорога — вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли.

Это один из наиболее удобных типов горнолыжного подъемника. Подвесной канат движется по кругу, а кабинки накапливаются в специальном отстойнике и по мере необходимости цепляются к канату. Обычно кабины имеют вместимость от 4 до 6 человек, но могут быть и больше. Двери гондолы закрываются автоматически, а лыжи и сноуборды помещаются в специальные карманы снаружи. Надежность такого подъемника сочетается с высокой производительностью и комфортом для пассажиров, которые полностью защищены от ветра.

Маятниковая канатная дорога

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне
Маятниковая канатная дорога

Это разновидность гондольного подъемника, только кабины здесь жестко прикреплены к тросу и их всего две. Они двигаются навстречу друг другу. Такие канатные дороги используют на сложных рельефах местности. Чтобы обеспечить хорошую пропускную способность, кабины на маятниковой дороге могут вмещать до 100 человек и более.

Фуникулер

Фуникулер — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутой трассе. Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.

Редко встречающийся тип подъемника. Представляет собой вагон, движущийся по рельсам, который тянет за собой канат. Таких вагонов, прикрепленных к разным концам каната, два — один движется вверх, другой вниз. Вместимость вагонов достигает 150 человек.

Кресельная канатная дорога

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне
Кресельная канатная дорога

Канатно-кресельные подъемники доставляют пассажиров в креслах, которые подвешиваются к канату. Крепление кресла к канату может быть фиксированным, и тогда кресло все время движется вместе с канатом или с отцепляемым зажимом, когда кресла стоят в специальном отстойнике, и начинают движение с канатом в нужный момент. Количество пассажиров в одном кресле обычно варьируется от двух до шести. Встречаются подъемники и на большее количество пассажиров, а на старых подъемниках может быть и одноместное кресло. Для большего комфорта пассажиров в оснащение кресел добавляют подогрев сидений и большие прозрачные колпаки, защищающие от ветра.

Бугельная канатная дорога

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне
Бугельная канатная дорога

Бугельный подъемник — опорная канатная дорога, которая буксирует пассажиров, стоящих на лыжах, с помощью троса, двигающегося по кругу. По количеству посадочных мест различают одно- («тарелка») и двухместные («швабра») бугельные дороги.

Безопорная канатная дорога «бэби-лифт»

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне
Безопорная канатная дорога «бэби-лифт»

Безопорный подъемник используется для транспортировки катающихся на коротких склонах, и имеют длину не более 100 метров. Устанавливаются на учебных или детских склонах. Лыжники для передвижения просто захватывают трос руками. Канатные дороги такого типа просты в монтаже и эксплуатации.

Ленточный подъемник

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне
Ленточный подъемник

Представляет собой движущуюся гибкую ленту, стоя на которой, лыжники перемещаются вверх, как на конвейере. Ленточные подъемники, как правило, обслуживают детские зоны.

Какие бывают горнолыжные трассы

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне
Категории горнолыжных трасс

Трассы горнолыжные категории

Для России выработаны собственные требования к классификации горнолыжных трасс. Эти требования в основном соответствуют международной классификации, хотя критерии оценки в разных странах могут различаться.

В России принята система согласна Приказа Минспорттуризма России от 25.01.2011 № 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи» классифицирующая трассы по четырем категориям сложности.

Они обозначаются четырьмя разными цветами: зеленым, синим, красным и черным.

«Зеленые» трассы с уклоном величиной 5-15 % и шириной 15-20 м предназначены для начинающих лыжников и сноубордистов. Рельеф у них простой, с равномерным небольшим наклоном и большой площадкой для остановки. Наличие опасных участков на такой трассе не допускается. Снежный покров должен быть хорошо обработан и не иметь оголенных мест.

«Синие» трассы относятся к низкому уровню сложности. На них уклон может достигать 25 %, а ширина трассы находится в интервале от 20 до 40 метров. Рельеф несложный и разнообразный, допускаются переменяющиеся легкие и разнообразные наклоны.

«Красная» трасса (уклон до 40 % ширина 30-40 м) относится к среднему уровню сложности. Она ориентированы па хорошо катающихся лыжников и сноубордистов.

Рельеф у нее разнообразный с легким и средним уклоном и не очень резкими по углу наклона участками. Допустимо наличие нескольких крутых мест. Профиль — разнообразный без резких границ и боковых наклонов. Допускается наличие нескольких не очень сложных участков.

«Черным» цветом обозначаются трассы самого высокого уровня сложности (уклон свыше 40 % при ширине 35-40 м). Ее рельеф наиболее разнообразен с легким, средним и большими углами наклона. Крутизна отдельных участков может достигать 60 %. Также допустимы резкие боковые наклоны.

Опасные участки обязательно должны быть огорожены защитными сетками и матами. Черные трассы не всегда обрабатываются ратраками и часто бывают сильно бугристыми. Трассы предназначенные для могула, как правило, имеют черную маркировку.

Для всех категорий трасс пропускная способность канатной дороги не должна превышать пропускной способности самой лыжной трассы. Уклон определяется в % от 45 градусов.

Безопасность на горнолыжном склоне

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов необходимо знать перед тем, как приступить покорять горнолыжный курорт. Горные лыжи и сноуборд, как и любой другой вид спорта, связаны с риском для жизни. Чтобы максимально обезопасить себя нужно соблюдать правила поведения на горнолыжном склоне и иметь средства защиты. В первую очередь это шлем на голову. Его использование уже становится обязательным на многих альпийских курортах.

Кроме того зоны, предназначенные для катания должны быть максимально безопасными и отвечать определенным требованиям.

Стандартные меры безопасности горнолыжных склонов

  • Ограждение опасных мест
  • Наличие сеток-уловителей и матов в опасных местах
  • зон катания, границ трасс.
  • Обозначение границ мест катания
  • Наличие правил поведения на склонах в доступном для всех катающихся месте
  • Маркировка сложности, лавиноопасности трасс и их статуса («открыта», «закрыта»), а также уведомление о препятствиях у начала склонов, нумерация всех трасс
  • На всех горнолыжных курортах обязательно наличие специальных служб по подготовке и эксплуатации трасс, лавинной службы, спасательной службы.
  • Высокие горы всегда связаны с лавинной опасностью, поэтому надо быть внимательным, следить за состоянием снега и соблюдать все предписания лавинной и спасательной служб.
  • Любители фрирайда и катания вне размеченных трасс должны иметь при себе дополнительное оборудование. Это лавинные датчики, облегчающие поиск попавшего в лавину, специальный щуп и небольшая лопата. Щуп и лопата нужны для того, чтобы можно было быстро найти и откопать человека, попавшего в лавину.
10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, безопасность на горнолыжном склоне
Стандартные меры безопасности горнолыжных склонов

10 правил FIS для лыжников и сноубордистов

Правила FIS приняты во всем мире и считаются идеальной моделью поведения ответственного и осмотрительного лыжника или сноубордиста, и их предназначение — предотвращение несчастных случаев на склоне. Правила FIS применяются ко всем без исключения лыжникам и сноубордистам. Лыжник или сноубордист обязан знать эти правила, уважать и соблюдать их. Если он не делает этого, то его поведение, в случае несчастного случая, может рассматриваться как нарушение гражданского и уголовного законодательства.

Правило №1. Уважайте окружающих.

Каждый лыжник или сноубордист должен вести себя на склоне так, чтобы не создавать помех для движения окружающим, а также не подвергать их опасности и не наносить им ущерб.

Правило №2. Контролируйте скорость в любой момент времени.

Каждый лыжник или сноубордист обязан контролировать свою скорость постоянно. Вы должны выбирать склон согласно уровню своей физической и технической подготовки, а также обращать внимание на погодные условия и количество людей на склоне.

Правило №3. Выбирайте маршрут.

Каждый лыжник или сноубордист должен выбирать маршрут движения по склону таким образом, чтобы не подвергать опасности едущих впереди него. При столкновении виноват тот, кто двигался сверху.

Правило №4. Обгон.

Лыжник или сноубордист может обгонять другого лыжника сверху, снизу, справа и слева, при условии, что он оставляет достаточно свободного места обгоняемому лыжнику для любых намеренных или непреднамеренных маневров, включая остановку.

Правило №5. Выход на склон и начало движения.

При выходе на склон или начале движения, после остановки каждый лыжник или сноубордист должен посмотреть по сторонам, чтобы своим действием не подвергнуть опасности себя или окружающих.

Правило №6. Остановка на склоне.

Без крайней необходимости следует избегать остановок в узких, плохо просматриваемых местах, за поворотами, за перегибами. В случае падения в этих местах, лыжник или сноубордист обязан покинуть их как можно быстрей, то есть уехать или отползти к краю трассы.

Правило №7. Подъем и спуск пешком.

Подниматься или спускаться пешком (или на лыжах) можно только по краю трассы.

Правило №8. Соблюдайте знаки и разметку.

Каждый лыжник или сноубордист обязан соблюдать все знаки и разметку, встречающиеся на трассах, а также указания обслуживающего персонала.

Правило №9. Помощь.

При несчастном случае каждый обязан оказать помощь.

Правило №10. Обмен координатами.

Каждый лыжник или сноубордист, а также любые свидетели, являются ли они ответственными лицами или нет, должны обмениваться именами и адресами после несчастного случая.

Изучив 10 правил FIS для лыжников и сноубордистов, при этом уделив особое внимание безопасности на горнолыжном склоне, Ваш отдых будет великолепным.

Будьте здоровы!