Образ Ноздрева в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение на тему образ Ноздрева в поэме Мертвые души с цитатами из текста


  1. Образ Ноздрева
  2. Хозяйство Ноздрева
  3. Что предлагает Ноздрев купить Чичикову
  4. Речь и манеры Ноздрева

Образ Ноздрева в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В образе Ноздрева Гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». Истоки данного образа уходят в комедии Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много в этом образе и чисто русского, национального. Подобный тип был отмечен уже Пушкиным в романе «Евгений Онегин».

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)…

Основные черты характера Ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».

Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек…». Здесь в поэме возникает мотив русского богатырства. «Историческую, фольклорную и литературную традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «Мертвых душ» — русское богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала Е.А. Смирнова.

Портретирование героев «в свете мотива русского физического богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено В.А. Недзвецким.

И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.

Сам мотив «разгулья удалого», «широкой русской души», присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. Он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».

Какое хозяйство было у Ноздрева

Сочинение на тему образ Ноздрева в поэме мертвые души с цитатами из текста
Образ Ноздрева в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика Чичиковым. «Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взбороненными нивами… Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность, беспорядочность Ноздрева.

Так, образ жизни героя лишен какой-либо упорядоченности. Хозяйство помещика полностью расстроено. В конюшне его пустые стойла, водяная мельница без порхлицы, в доме беспорядок и запущенность. И только псарня у него в хорошем состоянии. «Среди собак Ноздрев… совершенно как отец среди семейства», — замечает Гоголь.

И данное сравнение задаст в повествовании тему «злоречия» героя. Как замечает С. Шевырев, Ноздрев «очень похож на собаку: без причины в одно и то же время и лает, и обгрызается, и ласкается». Однако это сопоставление имеет и более глубокий смысл. Здесь обыгрывается гротескный мотив, связанный «с передвижением персонажей в ряд животных». Гоголь здесь подчеркивает не одухотворенность героя, животность его существования.

Ноздрев склонен ко лжи, обманам, пустой болтовне. Он может запросто оклеветать, оболгать человека, распустить о нем сплетню, «небылицу, глупее которой трудно выдумать». Характерно, что ложь Ноздрева не имеет никакой явной причины. Так, придумав историю с губернаторской дочкой, он лжет и далее, впутывая и себя в эту историю.

Причина этого проста: «Ноздрев понимал, что мог таким образом накликать беду, но языка никак уже не мог придержать. Впрочем, и трудно было, потому что представились сами собою такие интересные подробности, от которых никак нельзя отказаться…».

Склонность к обманам и плутовству проявляется в нем и во время карточной игры. Потому игра часто заканчивается дракой: «поколачивали его сапогами или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам…».

Характер героя, его интересы и образ жизни отражены и в интерьере его дома. В кабинете Ноздрева нет книг и бумаг, зато висят сабли, ружья, турецкие кинжалы и трубки разного рода — «деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и не обкуренные, обтянутые замшей и не обтянутые».

В этом интерьере символичен один предмет — шарманка, в которой есть «одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться». Эта выразительная деталь символизирует характер героя, его неугомонность, неуемную энергию.

Ноздрев необыкновенно «активен», энергичен, юркость и бойкость характера толкают его на новые и новые «предприятия». Так, он обожает меняться: ружье, собака, лошади — все в миг становится предметом обмена. Если у него появляются деньги, то на ярмарке он тут же накупает «всякой всячины»: хомутов, курительных свечек, изюму, табаку, пистолетов, селедок, картин, горшков и т. п.

Характерно, что в этот ряд входят разнородные предметы — так Гоголь символически подчеркивает «многосторонность интересов» Ноздрева, его готовность с ходу включиться в любое предприятие. Однако приобретенные вещи редко довозятся до дому: в этот же день он может все проиграть.

Что предлагает Ноздрев купить Чичикову

Ноздрев очень последователен в своем поведении и во время купли-продажи мертвых душ. Он тут же пытается продать Чичикову жеребца, собак, шарманку, потом затевает обмен бричками, игру в шашки. Заметив плутовство Ноздрева, Чичиков отказывается играть. И далее «исторический» человек учиняет скандал, драку, и только появление в доме капитана-исправника спасает Чичикова.

Как замечает Л.И. Еремина, в этой сцене Гоголь использует развернутые сравнения, которые образуют целый «сопоставительный комплекс», когда параллельно основному сюжетному действию в поэме «разворачивается картина, привлеченная для сопоставления». 

Так, нападающий на Чичикова Ноздрев сравнивается с отчаянным поручиком, «которого взбалмошная храбрость уже приобрела такую известность, что дается нарочный приказ держать его за руки во время горячих дел». И далее Гоголь рисует картину приступа поручиком неприступной крепости. Под неприступной крепостью здесь подразумевается Чичиков, который, однако, совсем не похож на неприступную крепость.

Речь и манеры Ноздрева

Образ Ноздрева в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Речь и манеры Ноздрева

Характерна и речь Ноздрева, его манеры. Он разговаривает громко, эмоционально, часто вскрикивая. Речь его очень пестрая и разнообразная по своему составу.

Кроме того, стоит отметить статичность данного образа. Гоголь дает характер Ноздрева уже сложившимся, готовым, предыстория этого характера для читателя закрыта, на протяжении повествования с героем не происходит каких-либо внутренних изменений. Однако, как замечает К. Аксаков, такая «неподвижность» образа естественна для эпического произведения.

Таким образом, созданный Гоголем характер — хвастуна, болтуна, лихача, кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить что-то — колоритен и легко узнаваем. Гоголь строит образ, выдвигая на первый план лейтмотив личности героя, его характерные черты, а затем, используя прием гиперболы, максимально заостряет эти черты, приближая их к читателю. Ноздрев у Гоголя типичен, и вместе с тем, благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел очертить его индивидуальность.

Образ Ноздрева – это портрет, пейзаж, интерьер — все компоненты композиции в поэме в определенном смысле демонстративны, даны в единой смысловой тональности, подчинены наиболее полному раскрытию образа Ноздрева.

Образ героя Манилова в поэме Мертвые души сочинение

Значение образа Чичикова в поэме Мертвые души сочинение