Зачем нужен юмор в развитии ребенка

Юмор в воспитании ребенка

Зачем нужен юмор. Как ни странно, юмор — это важный и необходимый инструмент воспитания, к которому нужно относиться вполне серьезно потому, что юмор помогает разрешать сложные конфликты, переживать обидные для нас ситуации, преодолевать жизненные трудности. Психологи-теоретики давно доказали, что степень развитости чувства юмора напрямую зависит от интеллектуальных показателей, как у взрослых, так и у детей.

Юмор — значимый показатель развития социального интеллекта. Не только умение человека использовать юмор, но и понимание юмора свидетельствует о высоком социальном интеллекте. А социальный интеллект — это ключ к социальному успеху.

Юмор помогает сохранять добрые отношения в семье, способствует взаимопониманию между взрослыми и детьми.

Развитие чувства юмора у детей

У детей чувство юмора развивается постепенно.

Уже в самом раннем возрасте ребенок воспринимает улыбку взрослого и отвечает тем же. Вспомните первый смех вашего малыша в ответ на ваши забавные звуки или рожицы. Юмор в тот момент уже начал занимать определенное место в пространстве вашего общения.

Годовалых малышей, например, рассмешит несуразица в использовании бытовых предметов. Или все мы помним простую игру «Ку-ку» (закрываем свое лицо ладошками, произносим: «Ку-ку!», приоткрываем ладони, будто сработали часы-кукушка). Ребенок при этом смеется от души!

Особенно важный период в развитии чувства юмора наступает после 1 года и длится до 3 лет. Это период активного речевого развития. В этом возрасте дети начинают удивительно экспериментировать со словами. Сначала неумышленно путают слова и их окончания, например, «печенюшно» вместо «потому что», «шлеб» вместо «хлеб», «бензинзаколонка» вместо «бензоколонка», «много мух и комарох» вместо «много мух и комаров» и т.д.

А потом делают это умышленно, заметив, как веселятся родители. Ведите речевой дневник в этот период. Он станет лучшим подарком вашему повзрослевшему сыну или дочери ко дню свадьбы.

В возрасте З-б лет ребенка уже рассмешит картинка, на которой изображена какая-нибудь нелепица: жираф на куриных лапах или танцующий самолет. Игры с веселыми переодеваниями тоже подходят для развития чувства юмора в этом возрасте. Папа в мамином платье или бабушкиной шляпе точно вызовет веселый смех у трех-четырехлетнего малыша.

Но самый сложный период в развитии чувства юмора начинается после 4 лет, когда дошкольники уже ближе знакомятся с функциями органов тела, узнают значение некоторых слов и начинают их использовать в своей речи, что обычно выводит из себя практически всех родителей.

Дети этого возраста, особенно посещающие детский сад, часто начинают получать удовольствие от юмора «ниже пояса».

Пяти-шестилетки в детском коллективе могут открыть для себя удовольствие рассказывать примитивные и, к сожалению, не очень приличные анекдоты.

Приготовьтесь! Скорее всего, они будут повторять одни и те же неприличные шутки снова и снова. Педагоги в детских садах корректно останавливают такой юмор, предлагая найти смешное в других предметах и явлениях, а вот родители делают то же самое далеко не всегда.

Когда шутка бывает опасной и может причинить кому-то вред

Нельзя осмеивать человека, тем более ребенка. Главный показатель корректности использования шутки: весело должно быть всем. Если хотя бы один человек из-за чьей-то неосторожной шутки расстроился, значит, шутка была некорректной, за нее следует немедленно принести искренние извинения. Это правило очень важно объяснить ребенку. Как часто от детей приходится слышать: «Мы пошутили, мы играли…», а на самом деле, оказывается, дразнили и обижали кого-то.

Очевидно, что в общении с ребенком не следует использовать грубые и пошлые шутки, нецензурные шутливые выражения — это негативно сказывается на общей культуре человека и его поведении. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок однажды подобным образом пошутил в общественном месте? А дети — это зеркало речи и поведения своих родителей.

Как развить чувство юмора у ребенка          

Чаще шутите над собой. Самоирония — прекрасный способ самовоспитания. Ребенок будет учиться самоиронии у вас, и ему в дальнейшем это поможет работать над собственными ошибками.

Читайте ребенку смешные истории, объясняйте то, над чем смеетесь сами. Удивительные книги Астрид Линдгрен о Карлсоне, Пеппи Длинный чулок и многие другие — нескончаемый источник блестящего юмора: доброго, умного, тонкого.

Используйте намек как педагогический прием. Намек может служить указанием на какой-то факт, сходный по смыслу с тем, что совершил ребенок. Намек на «чье-то неправильное поведение» очень эффективен в дошкольном возрасте — он позволяет заменить назойливые нравоучения и избежать возможного проявления упрямства. Ребенок тоже будет использовать намек в общении с людьми в дальнейшем, что поможет ему тактично объяснить свою точку зрения, когда кто-то будет поступать не совсем правильно.

Чаще устраивайте дома веселые праздники. Создавайте шутливое настроение, дурачьтесь с ребенком. Не бойтесь выглядеть смешным и нелепым. Вы станете ближе своему ребенку, он будет больше вам доверять.

Всей семьей смотрите фильмы и мультфильмы, обсуждайте остроумные диалоги и смешные ситуации. Обращайте внимание на игру комедийных актеров, объясняйте ребенку, какие юмористические приемы они используют, чтобы рассмешить зрителя.

Будьте здоровы!

Оставить ответ