Как характер и темперамент ребенка влияет на его развитие

Мы все знаем, что особенности темперамент и характер будут оказывать существенное влияние на жизнь вашего ребенка. Что такое характер и темперамент, и какие цели ставит перед собой родитель, воспитывая ребенка?

Характер — это совокупность всех психических особенностей личности. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства: наследственность; воспитание в семье (личный пример родителей); общение вне семьи (детский сад, школа). Зачастую мы пытаемся изменить то, что нам в ребенке не нравится, и поддержать то, что нас устраивает.

Но не следует забывать о некоторых особенностях человека, например, о его темпераменте, которые изменить практически невозможно.

Темперамент — это врожденные качества нервной системы. Работоспособность нервных клеток, скорость протекания реакций торможения и возбуждения в коре головного мозга оказывают влияние на формирование одного из четырех типов темперамента: сангвинического, флегматического, холерического, меланхолического.

Соответственно, ребенок-холерик будет гораздо более интенсивно выражать свои эмоции в связи с теми или иными событиями, чем, например, флегматик.

Жизнерадостный сангвиник может быть менее усидчив, а меланхолик потребует особого внимания к своим чувствам и переживаниям и т.д. Такие особенности важно учитывать при воспитании ребенка и не требовать от него невозможного.

И вновь на помощь приходит принцип педагогики успеха, который предусматривает объединение усилий педагогов и родителей с целью создания ситуаций успеха для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей и индивидуальных потребностей. Педагогика успеха направлена на развитие сильных сторон личности ребенка.

Например, сангвиник — активный, веселый, добрый, активный, жизнерадостный — обычно легко обучается. Сангвиники практически не капризничают, чаще являются лидерами в компаниях. Вместе с тем они могут быть импульсивными, не доделывать что-то до конца, а при чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.

Флегматик достаточно обстоятельный, спокойный, обычно не торопится, его можно назвать инертным. Ребенку-флегматику нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новым условиям. Он может быть сосредоточенным и легко решать какие- либо задачи. Однако он медлителен и нетороплив в действиях.

Возбудимый, очень эмоциональный, активностью напоминает сангвиника — холерик. Он может бросить начатое дело, так как сразу же теряет к нему интерес, бывает конфликтен и не любит спокойных занятий.

Меланхолик имеет ранимую, застенчивую натуру, трудно находит общий язык в новом коллективе, зато пунктуален. Чаще это творческие личности, и у них богатая фантазия. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Как помочь найти друзей в школе читайте в статье «Школа и новые друзья».

Как вы понимаете, уважаемые родители, темперамент сам по себе не является причиной негативных наклонностей, но невнимание к особенностям темперамента может повлечь за собой и проблемы поведения.

Педагоги в детском саду находят индивидуальный подход к детям, но происходит это не сразу, и если вы знаете какие-либо особенности своего ребенка, расскажите о них воспитателю, и тогда взаимодействие с ним будет более эффективным.

Первая область социальных отношений ребенка — это семья, и именно там формируются основные черты характера человека.

Модели поведения в семье, демонстрируемые родителями, находят свое зеркальное отражение в характере ребенка. Часто родители сердятся на свое чадо именно из-за того, что видят в нем свои недостатки, и наказывают его за это. Стоит задать себе вопрос: а всегда ли мы, взрослые, показываем ребенку достойный пример?

Вспомним, как взрослые иногда ведут себя в общественных местах, в общении с близкими. Совместный поход в бассейн, в цирк, в театр — это повод показать ребенку образец воспитанности, уважения к окружающим, к культурным традициям.

Не стоит одергивать его при всех, если он что-то делает не так, но шепнуть на ушко, отвести в сторону и спокойно, доброжелательно объяснить, как нужно себя вести, просто необходимо.

Как часто, к сожалению, приходится наблюдать за расшалившимися в общественных местах детьми, громко кричащими, доставляющими массу неудобств всем, кто рядом, и за их погрузившимися в свои гаджеты родителями, не обращающими на поведение своих детей никакого внимания.

В ваших руках, дорогие родители дошкольников, та волшебная палочка, которую так часто ищут родители подростков у психологов, когда обращаются с просьбой: «Сделайте с ним (с ней) что-нибудь!»

Как найти подход к ребенку в подростковом возрасте читайте в статье «Как понимать подростка».

В ваших руках самое благодарное время для воспитания — возраст, когда ребенок безмерно доверяет взрослым, стремится следовать примерам, усваивает нормы человеческих взаимоотношений через сюжетно-ролевые игры.

А если это время упущено, ребенок уже вырос, сформировался его характер, а родители вдруг обнаружили, что в этом характере преобладают негативизм, отрицание этических норм, нечестность?

В подростковом возрасте, скорее всего, это повлечет за собой многочисленные конфликты: и дома, и в школе.

Даже если профессионалу удастся найти подход к подростку и помочь ему в решении возрастных проблем, контакт с родителями бывает уже безнадежно утрачен. Ведь, по словам А.С. Макаренко, «…если вы до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать…». А получится перевоспитать или нет — большой вопрос.

Будьте здоровы!

Оставьте ответ