Достопримечательности Пицунды и окрестностей
Достопримечательность Пицунды – Пицундский собор
Всего в 500 м восточнее городища — крепостная стена с воротами. Ее общая длина составляет 550 м, высота — до 8 м, толщина — 1,5 м. На стене кое-где сохранились зубцы. За стеной возвышается старинный храм во имя св. апостола Андрея Первозванного — Пицундский собор, крупнейший раннесредневековый храм Абхазии (43x23x29 м, толщина стен — до 1,5 м).
Историки до сих пор спорят о времени его постройки. Согласно одной из версий, он был возведен в VI в. по повелению императора Юстиниана на месте старого храма IV в. и дошел до наших дней лишь с незначительными изменениями. Сторонники другой версии утверждают: храм на месте старого построили по приказу абхазских правителей в Х-Х1 вв.
После образования независимого Абхазского царства (VIII в.) возникла необходимость и в автокефалии (независимости) Абхазской Церкви. По договоренности с Антиохийским патриархатом создается Абхазский католикосат, формально просуществовал до начала XIX в., высшее духовное лицо которого носило титул «католикос» («патриарх»). Главным патриаршим храмом стал Андреевский собор в Питиунте.
Пицундский собор представляет собой трехнефную трехапсидную купольную базилику с трансептом поперечным нефом — классический образец восточно-византийской архитектуры. Он сложен из местных материалов на известковом растворе: каменных блоков в нижней части и кирпичей разного размера — в верхней.
Посередине каменная кладка перемежается рядами кирпичей, причем, чем выше, тем прослойки камня тоньше. Опорные и внешние стены выложены большими брусовидными кирпичами, арки — стандартными.
Снаружи храм выглядит торжественным и величавым, а внутри он полон воздуха и света. Благодаря целостности и гармоничности архитектуры церкви в ней великолепная акустика.
Историческое значение Пицундского собора в Абхазии
С Пицундским собором связано немало легенд и преданий. У нескольких из них похожий сюжет о соперничестве зодчего храма и строителя водопровода на Пицундском мысе. Два опытных мастера поспорили друг с другом о том, кто первый выполнит свою работу. Проигравший должен был умереть — броситься вниз с крыши храма.
Водопровод был построен раньше. Зодчему храма пришлось взобраться на недостроенный купол и спрыгнуть с него вниз. Конечно, он разбился насмерть. А на том месте купола, где он стоял перед прыжком вниз, до сих пор сохранилась отметина — след его ног. Достраивал храм другой зодчий, молодой, и делал он это по-своему. Вот почему стены храма внизу сложены из больших каменных блоков, а вверху — из кирпичей.
В XVI в. в западной части собора обустроили часовню с усыпальницей и богатыми росписями, к счастью, сохранившимися до наших дней («Христос Пантократор», «Распятие Христа», «Плач над телом Спасителя», «Сошествие во ад»). Судя по фрескам с изображениями свв. апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, вероятно, здесь покоились мощи этих праведников.
Тогда же возникает угроза турецкого вторжения. По преданию, католикос обратился с призывом ко всем абхазам срочно помочь со строительством стены вокруг храма, и за один день с гор было привезено столько камней, что, когда враги вторглись в Питиунт и захотели разрушить храм, они остановились в изумлении: высокая стена вокруг церкви выглядела неприступной. На самом деле для строительства крепостной стены были использованы камни руинированных построек близлежащего римско-византийского городища.
В XVII в. турки захватили Питиунт и разграбили собор. Кафедра абхазских католикосов была перенесена в монастырь Гелати близ Кутаиси (Грузия). К этому времени относится и возникновение легенды о якобы спрятанных в то время и до сих пор находящихся в подземелье под собором церковных сокровищах Абхазии.
Тогда всю драгоценную церковную утварь бережно сложили в дубовые сундуки, залили крышки воском и замуровали в катакомбы. Предание не подтверждено учеными, но достоверно известно, что большое количество драгоценностей было вывезено в Грузию, в монастырь Гелати.
Среди них, например, главная святыня Андреевского собора: вычеканенная из позолоченного собора чудотворная Пицундская икона Божией Матери в серебряном киоте очень искусной работы. По одним сведениям, икона была изготовлена в X в., по другим — в конце XVI в. Список с иконы можно увидеть в Пицундском историко-археологическом музее рядом с собором.
В 1830-х гг. русские солдаты обновили стену и воздвигли башни по углам крепости. С 1840-х гг. велась реставрация собора, но настолько неумелая, что часть старинных фресок была уничтожена.
Многие фрески погибли при грубой переделке храма в концертный зал уже в 1970-е гг. В результате сейчас, кроме фресок часовни, сохранились лишь подновленный образ Христа Пантократора и фигуры херувимов на внутренней части купола, а также небольшие куски росписи на стенах алтарной части.
К XIX в. относится сооружение часовни в честь Пицундских святых к северо-востоку от храма. Для ее строительства частично использовали камни крепостной стены и древнего городища. Сейчас часовня, как и вся территория, внутри старых крепостных стен, находится в ведении монахов Новоафонского монастыря. Здесь регулярно проводятся службы.
В1975 г. в соборе установили орган производства немецких мастеров из Потсдама (59 регистров, 3 клавиатуры, 4 тысячи труб, вес 20 т, длина 11 м) и стали устраивать концерты.
В 2011 г. орган капитально отреставрировали. С 2001 г. собор и территория вокруг него являются ежегодной площадкой для музыкального фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…», организованного знаменитой уроженкой Абхазии, обладательницей титула «Золотое сопрано России и Абхазии», получившей 16 апреля 2016 г. театральную премию «Золотая маска» за лучшую роль в спектакле «Медея».
Кроме того, в курортный сезон здесь часто выступают известные музыканты.
Напротив храма, слева от ворот — двухэтажное здание бывших монастырских келий (1913) — Пицундский историко-археологический музей. В кон. XIX в. храм и прилегающая территория были переданы Новоафонскому монастырю. Собор освятили в честь Успения Божией Матери, а вокруг него устроили сад.
После закрытия обители в 1924 г. в храме долгое время находились склады, во время войны здесь жили красноармейцы, в 1960-х гг. размещалась экспозиция Общества охраны памятников культуры. Позже эти экспонаты и составили основу обширной коллекции Пицундского музея.
Справа от ворот — остатки бывшего старинного здания водонапорной башни, перестроенной под сувенирный магазин. За торговой точкой у стены — доисторический дольмен, перевезенный из Эшер.
Летний отдых в Пицунде Абхазия. История курорта. Прогулка по Пицунде