Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь
Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь — достопримечательность Нового Афона в настоящее время. Новая страница славной истории Анакопии открылась в 1875 г., когда прибывшие на Кавказ из греческого Афона русские монахи решили основать здесь монастырь. Главной причиной возведения Новоафонской обители являлись усилившиеся трения между греческим и русским духовенством на греческом Афоне.
Царское правительство и Священный Синод стремились к признанию юрисдикции России и Русской Церкви над территорией русского Пантелеймонова монастыря на Афоне, тем более что к 1870-м гг. количество монахов там значительно возросло.
Дело дошло до того, что греческое духовенство выступило с идеей переселения с помощью турецких властей всего Пантелеймонова монастыря в один из заброшенных христианских монастырей в Малой Азии. В этих условиях игумен Пантелеймоновой обители Макарий обратился с просьбой к российскому правительству выделить участок земли на Черноморском побережье Кавказа для строительства нового монастыря, который бы канонически подчинялся Пантелеимонову. Предварительное согласие было получено, и депутация русских афонских монахов отправилась к Черноморскому побережью Кавказа искать подходящий участок.
Немалую роль в выборе места для будущей обители сыграли церковные предания, согласно которым в середине I в. н. э. в Абхазию пришли проповедовать христианство апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Из Себастополиса (Сухума) апостол Андрей направился на север, а апостол Симон прошел вдоль побережья и поселился в пещере рядом с р. Псырцха неподалеку от Анакопийской горы.
Во время гонений на христиан язычники схватили его и подвергли мучительной казни — по одним сведениям, распяли, по другим — отпилили голову. Последователи тайно похоронили останки снятого близ пещеры, где он подвизался. Позже на этом месте воздвигли храм.
Прошение монахов о передаче им развалин храма Симона Кананита и большого участка земли на побережье для строительства было высочайше удовлетворено в 1875 г. Начались активные работы по благоустройству территории и возведению монастырских зданий, которые на короткое время прервала русско-турецкая война 1877-1878 гг.
К сер. 1880-х гг. на месте бывшей прибрежной крепости уже возвели новый Покровский храм, общежительные корпуса для братии, гостиницы и странноприимные дома, школу для местных сирот и множество хозяйственных построек. Также был обновлен старый грот Симона Кананита.
После русско-турецкой войны из Абхазии в Турцию бежали свыше 50 тыс. чел. Брошенные земли, находившиеся рядом с монастырем, правительство отдало обители. Результаты первых нескольких лет хозяйствования оказались настолько впечатляющими, что в 1883 г. игумен Симоно-Кананитского монастыря отец Нерон принимает решение о начале обустройства верхней территории на склоне соседней с Анакопийской Афонской горе (Акую) высотой 550 м.
В 1888 г. в церемонии закладки Пантелеймонова храма, главного для нагорной части монастыря, принял участие сам император Александр III с семьей. На освящение грандиозного собора в 1900 г. прибыли свыше 20 тыс. паломников со всех концов России.
А в 1896 г. состоялся переезд всей братии из старых корпусов в новые в нагорной части. В больших российских городах были открыты его подворья. Ежегодно сюда приезжали тысячи паломников. Обитель активно занималась благотворительностью, что еще больше способствовало росту ее популярности среди населения империи.
Впечатляют описания монастырского хозяйства, в котором было занято до 400 чел. Окрестные территории превратились в приносившие богатые урожаи огороды, поля (кукуруза, пшеница) и цветущие фруктовые сады (яблоки, груши, персики, абрикосы, сливы). Именно здесь впервые на Черноморском побережье Кавказа были высажены апельсины, бананы, лимоны, мандарины, маслины.
Хорошие урожаи давали обширные виноградники — монахи производили свое вино и водку на виноградном спирте. У монастыря были свои пасека, маслобойня, животноводческая ферма, рыболовецкая артель, мельница, пекарня. Продукция монастырского хозяйства поставлялась к императорскому столу, продавалась в магазинах, раздавалась беднякам. Монахи охотно предоставляли всем желающим саженцы растений и занимались селекционной работой.
В монастыре работали собственные мастерские: токарная, столярная, кожевенная, позолотная, медницкая, слесарная, литейная, кузнечная, переплетная и часовая. На свечном заводе делались восковые свечи, в лесопильне заготавливались доски, в коннозаводческом хозяйстве выращивались породистые лошади.
Важной статьей доходов являлась продажа ценных пород деревьев, вырубавшихся на горных склонах. Для доставки тяжелых грузов на обустроенную пристань на железных сваях монахи провели узкоколейную железную дорогу. Маленький паровозик подарил им лично император Александр III, как и две турбины, демонтированные из Зимнего дворца. Обширному хозяйству требовалось много энергии, и в 1902 г. на р. Псырцхе заработала одна из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 л.с.
До начала освоения территории р. Псырцха во время разливов сильно заболачивала местность и служила источником распространения малярийных комаров. Под руководством опытных монастырских инженеров, а также самого настоятеля отца Иерона были устроены плотина, водохранилище, искусственный водопад, система ирригационных и технических каналов.
Чтобы избежать застаивания воды, прорыли новое прямое русло и выкопали семь водоемов на разных уровнях. В прудах с ажурными мостиками разводили зеркальных карпов; кроме того, они органично вписались в пышную тенистую парковую зону, засаженную пальмами, магнолиями, кипарисами, кедрами, секвойями, эвкалиптами и плакучими ивами. По дорожкам парка разгуливали павлины и журавли, а в прудах плавали черные и белые лебеди.
Руководство монастыря планировало «освоение» Анакопийской горы. Здесь соорудили деревянную часовню и поместили туда Иверскую икону Божией Матери. С тех пор эту гору стали называть Иверской. Для доставки стройматериалов на вершину построили канатную дорогу. Перед самой революцией 1917 г. там началось возведение храма и гостиницы для паломников.
Советская эпоха и современность Нового Афона
В 1924 г. монастырь закрыли и национализировали все имущество. Несколько лет территория и хозяйство пребывали в запустении. Потом власти решили создать здесь дом отдыха и сельскохозяйственный техникум, а в соборе открыть краеведческий музей. После войны на месте бывшего дома игумена восточнее обители построили дачу И.В. Сталина, а неподалеку — дачу Л.П. Берии.
В кон. 1950-х гг. дачу И.В. Сталина переоборудовали в правительственную резиденцию, где отдыхали многие члены ЦК КПСС со своими семьями, а также лидеры социалистических стран. К тому времени Новый Афон уже являлся здравницей всесоюзного значения. Его популярность еще более возросла после открытия для посещения Новоафонской пещеры в 1975-г. Ежегодно сюда приезжали свыше 100 тыс. чел. В настоящее время Новый Афон также является излюбленным местом отдыха многих людей.
В войну 1992-1993 гг. в зданиях монастыря располагался госпиталь. В 1994 г. начались службы в Пантелеимоновском храме, в 2003 г. был организован женский хор и открыто духовное училище. В 2004 г. при финансовой поддержке Российской Федерации в городе и в монастыре начались реставрационные работы. В 2011 г. правительство Абхазии передало монастырь в безвозмездное и бессрочное пользование Абхазской Церкви.
В настоящее время живописный и уютный курорт Новый Афон живет преимущественно туризмом и сельским хозяйством. Все исторические достопримечательности города и окрестностей входят в состав созданного в 1990 г. Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия» и охраняются государством.
Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь — историческое место абхазов, достопримечательность Абхазии, которое впечатляет своей насыщенностью и хранит в себе историю возрождения новой жизни в Новом Афоне.
История Анакопийской крепости Новый Афон. Летний отдых в Абхазии